ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 94


меру. Чаще в размере будет силу знати, то ко всякому мастерству будет ему способно; и еще и командиром у какова дела будет, то он может всякое дело насквозь видели: ко всякому об художеству рисовальное дело присутственно и дело потребно. К сему же понуждай его потребное и непотребное рисовали, чтоб он навыкал тому рисованию досконале. . . дабы никогда празден не был и дней бы своих не терял даром 3, с. 66. Он советовал бережно относиться к книге, сравнивал ее с иконой, и считал, что для пользы учения из нее следует делать выписки, указывая при этом на их источник.

И. Посошков особо выделял воспитание в детях трудолюбия, скромности, честности. В Завещании отеческом он писал: От излишнего изобилия и в блуд паче впадают, и блудницы их паче любят, нежели убогих. Богатей же паче и обижают убогих и маломощных. . . Богатство ибо, и кроме вышеупомянутых страстей, и прежде получения, пакости наводит на человека: ибо кои человецы желательно его ищут и хотят вскоре обогатится, то впадают в великие напасти и погибают. . . И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай. . . И еще цену, валику или малу, возьмешь, работай всею правдою, без лености и без лукавства: не дань к вечеру гони, но дело к концу приводи. И какую работу работать ни будешь, работай не так, каков обычай омут поденщики, но работай так, как ты можешь про себя работать 2, с. 67-68.

И. Посошков выступил за крепкую отцовскую власть в семье и самое строгое обращение с детьми. Даже при поступлении ребенка в училище родитель должен был его постоянно опекать. В своих нравственных устоях И. Посошков полностью придерживается положений Домостроя.

Иначе подошел к пониманию воспитательных проблем В. Н. Татищев. Большую роль в этом сыграла его идея выделения возрастов жизни, и на данной психологической основе он анализировал возрастные особенности детей. В. Н. Татищев выделил младенчество от рождения до 12 лет; юношество от 12 до 25 лет; мужество от 25 до 50 лет; старость от 50 лет и далее. В каждом возрастном периоде он видел определенные особенности. Так, в раннем детстве для ре

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика