меру. Чаще в размере
будет силу знати, то ко всякому
мастерству будет ему способно; и еще и командиром у какова дела будет, то он
может всякое дело насквозь видели: ко всякому об художеству рисовальное дело
присутственно и дело потребно. К сему же понуждай его потребное и непотребное
рисовали,
чтоб он навыкал тому рисованию досконале. . . дабы никогда празден не был и
дней бы своих не терял даром 3, с. 66. Он советовал бережно относиться к
книге, сравнивал ее с иконой, и считал, что для пользы учения из нее следует
делать выписки, указывая при этом на их источник.
И. Посошков
особо выделял воспитание в детях трудолюбия, скромности, честности. В
Завещании
отеческом он писал: От излишнего изобилия и в блуд паче впадают, и блудницы их
паче любят, нежели убогих. Богатей же паче и обижают убогих и маломощных. . .
Богатство ибо, и кроме вышеупомянутых страстей, и прежде получения, пакости
наводит на человека: ибо кои человецы желательно его ищут и хотят вскоре
обогатится,
то впадают в великие напасти и погибают. . . И никогда празден, сыне мой, не
сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай. . . И еще цену,
валику или малу, возьмешь, работай всею правдою, без лености и без
лукавства: не дань к вечеру гони, но дело к концу приводи. И какую работу
работать ни будешь, работай не так, каков обычай омут поденщики, но работай
так, как ты можешь про себя работать 2, с. 67-68.
И. Посошков
выступил за крепкую отцовскую власть в семье и самое строгое обращение с детьми.
Даже при поступлении ребенка в училище родитель должен был его постоянно
опекать. В своих нравственных устоях И. Посошков полностью придерживается
положений
Домостроя.
Иначе подошел к
пониманию воспитательных проблем В. Н. Татищев.
Большую роль в этом сыграла его идея выделения возрастов жизни, и на данной
психологической основе он анализировал возрастные особенности детей. В.
Н. Татищев
выделил младенчество от рождения до 12 лет; юношество от 12 до 25
лет; мужество
от 25 до 50 лет; старость от 50 лет и далее. В каждом возрастном периоде он
видел определенные особенности. Так, в раннем детстве для ре