ней лист, где изложены
гимназические узаконения; такой же
лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть
вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли
отговариваться неведением 1, т. 9, с. 505-506.
Большое
внимание М. В. Ломоносов уделял нравственному воспитанию молодежи. На
понимание его сущности оказали влияние идеи выдающихся мыслителей античности и
эпохи Возрождения. Мысль о гармонии всех сторон личности человека волновала М.
В. Ломоносова.
Самобытность
его трактовки содержания нравственности выразилась в подходе к этой проблеме с
позиций народности. Под нравственным идеалом он понимал патриота-
гражданина, честного
труженика, живущего для блага народа и Родины. Основой нравственности М.
В. Ломоносов
считал патриотизм, воспитание потребности жить для пользы Отечества. В
Узаконениях
для гимназистов он писал о том, что молодым людям следует избегать различных
ссор, драк, злобствования, издевательства над природными недостатками
человека. Нельзя вносить смуту в отношения между товарищами. М. В. Ломоносов
был сторонником воспитания таких нравственных качеств, как
скромность, вежливость,
учтивость, уважение к старшим, друг другу, честность, дружелюбие. Особое
внимание он уделял формированию
трудолюбия, прилежания, упорства, целенаправленности.
М. В. Ломоносов призывал остерегаться хамства, самохвальства, мстительности:
Когда кто другого изобидит и за то наказан будет, а после снова тому же
сделает обиду, показав знак неправедного мстительства, тот двойному наказанию
подвержен 1, т. 9, с. 508. Самыми плохими чертами он считал ложь, которая
часто служит к закрытию злых дел, и леность, которая всего вреднее
учащимся; того
ради всячески должно преодолевать оную
послушанием, воздержанием, бдением, терпением
1, т. 9, с. 512.
Источниками
нравственных знаний М. В. Ломоносов называл
общение детей друг с другом, со взрослыми, добрый пример учителей. Вместе с
тем он рекомендовал ограждать молодежь от людей с нравственными пороками, от
которых учтивым поступкам Нель