ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 131


ней лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением 1, т. 9, с. 505-506.

Большое внимание М. В. Ломоносов уделял нравственному воспитанию молодежи. На понимание его сущности оказали влияние идеи выдающихся мыслителей античности и эпохи Возрождения. Мысль о гармонии всех сторон личности человека волновала М. В. Ломоносова.

Самобытность его трактовки содержания нравственности выразилась в подходе к этой проблеме с позиций народности. Под нравственным идеалом он понимал патриота- гражданина, честного труженика, живущего для блага народа и Родины. Основой нравственности М. В. Ломоносов считал патриотизм, воспитание потребности жить для пользы Отечества. В Узаконениях для гимназистов он писал о том, что молодым людям следует избегать различных ссор, драк, злобствования, издевательства над природными недостатками человека. Нельзя вносить смуту в отношения между товарищами. М. В. Ломоносов был сторонником воспитания таких нравственных качеств, как скромность, вежливость, учтивость, уважение к старшим, друг другу, честность, дружелюбие. Особое внимание он уделял формированию трудолюбия, прилежания, упорства, целенаправленности. М. В. Ломоносов призывал остерегаться хамства, самохвальства, мстительности: Когда кто другого изобидит и за то наказан будет, а после снова тому же сделает обиду, показав знак неправедного мстительства, тот двойному наказанию подвержен 1, т. 9, с. 508. Самыми плохими чертами он считал ложь, которая часто служит к закрытию злых дел, и леность, которая всего вреднее учащимся; того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением, терпением 1, т. 9, с. 512.

Источниками нравственных знаний М. В. Ломоносов называл общение детей друг с другом, со взрослыми, добрый пример учителей. Вместе с тем он рекомендовал ограждать молодежь от людей с нравственными пороками, от которых учтивым поступкам Нель

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика