трудолюбия, поскольку
. . . ленивый человек в бесчестном
покое сходен с неподвижною болотного водой, которая, кроме смраду и
презренных гадин, ничего не производит. Привычка трудиться должна
формироваться с самых ранних лет жизни ребенка, тогда ему легки и сносны труды
бывают 1, т. 7, с. 326.
Бесценны мысли М.
В. Ломоносова о педагогических условиях
организации трудовой деятельности, которые способствуют достижению высоких
результатов. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению того или
иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор
необходимых инструментов, анализ результатов. М. В. Ломоносов призывал
работать с желанием, прилежанием, искусно, со всяким рачением и верности
исправлять подлежащую. . . должность. Трудовые операции должны быть продуманы
и расположены в определенной последовательности. При этом он рекомендовал
опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педагогическом
отношении явилось требование М. В. Ломоносова все изготовленные вещи хранить в
обособливом покое, каждая обособливо под номерами, а за труд выдавать
заслуженное. . . жалованье все сполна.
Данные
педагогические условия организации трудовой дисциплины применимы к любому виду
труда как умственному, так и физическому.
Большое внимание М.
В. Ломоносов уделил вопросам эстетического
воспитания молодежи. Будучи поэтом, художником, он видел прекрасное во всем,
что его окружало. Глубока была связь ученого с общерусской культурой. Он
понимал, что источником общности всех видов русского народного творчества
является единство их материальной основы, органическая связь с бытом и трудом.
М. В. Ломоносов считал, что основной путь формирования культуры народа
таков: человек природа духовная культура. Поэтому в эстетическом воспитании
молодежи особая роль принадлежит природе. Величие и красота ее, многообразие
ритмов и форм, богатство цветовых отношений находят свое отражение в росписях
и вышивке, характере народного костюма и в резьбе по дереву. Ломоносов учит
потомков видеть неброскую красоту родной северной