всех свободных искусств
и наук. . . Молодые люди должны
приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам
1, т. 9, с. 477.
В ней он видел основание и начало к происхождению ученых россиян, так как
рассматривал гимназию самостоятельным средним учебным заведением и фундаментом
университетского образования.
Наиболее
полно дидактические идеи М. В. Ломоносова отражены в Проекте регламента
Московских гимназий и в Проекте регламента Академической гимназии, которые
имеют много общего между собой.
Эти
документы раскрывают творческий подход М. В. Ломоносова к разработке проблем
организации дела в стране. Используя опыт московских гимназий, он подготовил
основательный проект деятельности академической гимназии. В нем М.
В. Ломоносов
регламентировал не только учебный процесс, но и всю воспитательную работу
этого заведения. Проект отличался наличием в нем специальных глав об
обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых речь шла и о
требованиях к ним.
О большом внимании
к организации и содержанию обучения
свидетельствует сопоставление структуры Проектов:
Проект
регламента академической гимназии. 1755 г. Глава первая. О приеме школьников
в гимназию 7 параграфов.
Глава вторая. О
содержании жалованных школьников 9
параграфов Глава третья. О наставлении школьников 8 параграфов Глава четвертая.
О экзерцициях гимназических Параграфов
Проект
регламента академической гимназии. 1758 г Вводный текст о задачах обучения и
воспитания в гимназии.
Глава I. О приеме
гимназистов в гимназию 9 параграфов. Глава
П. О содержании гимназистов 11 параграфов.
Глава
III. Обучение гимназистов 23 параграфа.
Глава IV. Об
упражнениях в гимназиях 11 параграфов.