стоятельному познанию
остроты и прилежания каждого школьника.
. . 1, т. 9, с. 453. Этим самым он обратил серьезное внимание на развитие
творческого мышления у детей, на выработку интереса и потребности к
знаниям, что
было передовым для того времени.
Своеобразно
подошел М. В. Ломоносов к разработке принципа учета индивидуальных и
возрастных особенностей учащихся. В гимназию он рекомендовал принимать только
здоровых детей: Не должны быть принимаемы слабые здоровьем, особенно же имеющие
поврежденное зрение, страдающие падучей или другими продолжительными болезнями,
а равно взрослые, которые еще никогда не ходили в школу
1, т. 9, с. 483. В
отличие от других педагогов М. В. Ломоносов под индивидуальными особенностями
понимал уровень развития способностей: . . . учитель должен присматриваться к
способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может
ожидать и требовать от каждого 1, т. 9, с. 514. В связи с этим М.
В. Ломоносов
предлагал в низших классах больше обращать внимания на практику и не
перегружать слабых умов трудными правилами; в средних нужно объяснять более
легкие правила, в высших более трудные. Способность к учению должна быть
выявлена
при поступлении ребенка в гимназию: Не умеющие ни читать, ни писать по-русски,
не должны быть принимаемы, чтобы не переполнять Гимназию; однако тех, кого
можно скоро усовершенствовать в чтении и письме, следует принимать
1, т. 9, с.
483. М. В. Ломоносов рекомендовал выполнение особых заданий-
упражнений, которые
могут способствовать не только более быстрым успехам в науках, но и точному
выяснению способностей и прилежания каждого гимназиста. Этому помогала система
контроля за работой молодых людей в гимназии. Соответственно
способностям, гимназисты
должны переводиться из низших классов в высшие, или из высшего класса
производятся в студенты для слушания лекций у профессоров.
Особое
внимание в Проекте регламента академической гимназии обращалось на выявление
самых способных, талантливых учеников. Из их числа педагог может выбрать себе
в помощь аудиторов, которые спрашивают у других заданные уроки и. .
. отмечают