заческой
химии, которая была признана лишь через 150 лет. В
этом труде ученый выделил главу о приемах и методах преподавания данной
науки. Главное
внимание он уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими
и химическими приборами.
Непременным
условием преподавания географии Ломоносов считал объяснение по
карте. Фактический
материал предмета излагался в Курасовой географии учебнике немецкого педагога
Гильмара
Кираса, а также в книге на немецком языке Краткая политическая география для
пояснения малого, изданного на русском языке атласа, составлено при
им. Академии
наук 1745 3.
Анализ идей
М. В. Ломоносова о методике преподавания предметов свидетельствует о том, что
он стоял у ее истоков.
Таким
образом, на формирование дидактических идей М. В. Ломоносова оказало влияние
знакомство ученого с опытом обучения в русских и зарубежных школах, собственная
педагогическая деятельность. Теоретические посылки он проверял сам как педагог-
практик.
Для него существенное значение имели работы Яна Амона Коменского, с которыми
М. В. Ломоносов был знаком. Развитие и обогащение дидактических идей чешского
педагога осуществлено М. В. Ломоносовым на основе учета национальных
особенностей
России. Кроме того, в его дидактике находим обращение к опыту реальных школ
Германии. Великому русскому академику принадлежит приоритет в решении многих
дидактических проблем, которые позднее получили развитие в русской педагогике.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Ломоносов М. В. Полное собрание
сочинений: В 11 т. Гл. ред. С. И. Вавилов. М. ; Л: АН
СССР, 1950 1959,
1983.
2.
Бобровникова В. К. Педагогические идеи и
деятельность М. В. Ломоносова. М. : АПН СССР, 1961.
3.
Перевалов Л. А. Педагогические взгляды М.
В. Ломоносова Под ред. и с предисл. проф. М. Ф. Шибаевой. М. :
Просвещение, 1964.