веются тысячи
студентов. В русском университете почти никого
не бывает, т. к. отсутствуют его статус, программа, четкое организационное
построение, привилегии. Его возмущало такое положение, при котором в России
не могли учиться многие одаренные люда из низких сословий, положенные в
подушный оклад. М. В. Ломоносов отмечал, что другие европейские государства
наполнены людьми учеными всякого звания, однако ни единому человеку не
запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете там
студент тем почетнее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
М. В. Ломоносов
был сторонником внедрения в университетское образование идей народности и
бессословности. Народность выражалась в том, что преподавание в университете
велось преимущественно на русском языке, появилась значительная группа русских
профессоров, боровшихся за развитие науки, национальное просвещение и
демократическую педагогику. Так, Московский университет не был
привилегированным учебным заведением. Весь первый состав студентов состоял из
разночинцев 3, с. 138.
Демократизм
и народность М. В. Ломоносова проявились и в решении им такого вопроса, как
выпуск комментариев Академии и печатания всех диссертаций в русском переводе 4,
т. Ю., с. 239. До представления М. В. Ломоносовым в Канцелярию специального
документа от 3 февраля 1761 года все научные статьи и их сокращения
публиковались на латинском языке. Этим ограничивался доступ к науке
людей, стремящихся
к образованию. По мнению М. В. Ломоносова, краткие изложения научных трудов
должен составлять сам автор. Важным условием действенности выпусков ученый
считал регулярность и быстроту появления. Такое оперативное издание позволит
студентам быстрее знакомиться с трудами профессоров, и общество российское не
останется без пользы.
До М. В. Ломоносова
студентов обучали на немецком и латинском
языках. Ломоносов, Крашенинников и другие передовые русские ученые прекрасно
понимали, что без перехода на русский язык нечего и думать о сколько-нибудь
широком распространении образования, о его доступности и
демократизации. Поэтому
вепре