кую организацию
учебного процесса составление расписания, чередование
предметов и т. д. .
Качество
обучения зависит от преподавателя, его подготовки. Поэтому М. В. Ломоносов
был сторонником того, чтобы отбирать для преподавания в университете
ученых, способных
не только сообщить учащимся известное, но исследовать и открывать то, что еще
неведомо. По мнению М. В. Ломоносова, важна расстановка научных кадров для
избежание
перевеса или отставания в какой-либо области.
Ради поощрения в
ученых ревности к занятиям, следует выбирать
и утверждать университетских профессоров из числа академиков с тем, чтобы они
поучали студенческую молодежь. . . 4, т. 10, с. 123. М. В. Ломоносов
первым предложил принципиально новый подход к комплектованию научно-
педагогических
кадров высшей школы, который основан на принципе выборности. Это давало
возможность отбирать для работы в университете действительно достойных
людей. Кроме
того, именно М. В. Ломоносов впервые высказал идею о соединении
преподавательской и научной деятельности. Ему удалось претворить ее в жизнь. В
этом состоит огромная заслуга М. В. Ломоносова как
ученого, педагога, организатора
образования.
В Записке о
необходимости преобразования Академии наук 1758 1759
гг. М. В. Ломоносов проанализировал требования к личности ученого и
преподавателя высшей школы.
М. В. Ломоносов
был сторонником увеличения числа преподавателей русского происхождения. При
этом природные россияне должны иметь солидную научную подготовку. Кроме
того, подлинным
педагогом может быть лишь гражданин-патриот, преданный науке, просвещению. М.
В. Ломоносов указывал, что для исправления дел в Академии и университете
нельзя допускать властвования над наукой малоученым людям, чужестранным, в
которых
некоторое к ученым россиянам недоброжелательство примечено. Он ратовал за
содружество ученых как в научной, так и преподавательской
деятельности. Вольность
и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения
в