году Н. Поповский
переводится на службу в Московский
университет и становится его профессором.
При осуществлении
индивидуального подхода к студентам М. В. Ломоносов
советовал чаще всего использовать методы поощрения. Так, например, он
хлопотал о прибавке жалованья И. Лепехину СПб ИРА РАН, ф. З., оп.
1, 152, л.
69, 71, который впоследствии стал известным ученым-
путешественником, академиком
Петербургской АН.
Сохранилась
выписка из журнала Канцелярии АН о награждении некоторых студентов шпагами СПб
ИРА
РАН, ф. 3, оп. 1, 527, л. 194. В 1750 г. президент Академии К.
Г. Разумовский
на публичной ассамблее наградил шпагами двенадцать студентов за прилежное
обучение и за добрые поступки СПб ИРА
РАН, ф. 3, on. 1, 145, л. 106, что стало традицией,
и студенты очень дорожили этим. Ее поддержал и М. В. Ломоносов.
Он стремился
использовать и такую форму поощрения, как продолжение учебы некоторыми
студентами за границей. 2 июня 1764 года М. В. Ломоносов написал
представление в Канцелярию АН по данному вопросу. Он отметил, что за
последние четыре года в студенты произведено двадцать человек. Семь из них
показали особые успехи, поэтому М. В. Ломоносов рекомендовал послать их за
границу для продолжения образования. В этих целях он предложил на каждого
студента выделять годовое жалованье в триста рублей, а при переездах
увеличивать его до четырехсот. М. В. Ломоносов доказывал необходимость
обучения за границей природных россиян и определил количество их: не менее
десяти человек за пять лет. Такая мера позволяла подготовить способных русских
ученых и отказаться от приглашения иностранных специалистов.
При
разработке программы высшего образования М. В. Ломоносов особо выделил вопрос
о создании хорошей материальной базы для преподавания. По его
настоянию, например,
в Московском университете работали: библиотека, физический
кабинет, химическая
лаборатория, минералогический кабинет и др. В них имелись хорошие условия для
проведения научных исследований, практик