брей пример
показывать учащимся. Что здесь вообще предписано
учителям, то надлежит наблюдать и самому ректору, поелику он есть учитель
I, т.
9, с. 515-516. Поскольку педагог воспитывает прежде всего добрым примером, то
он должен быть нравственно чистым. М. В. Ломоносов осуждал чрезмерную
горячность, вспыльчивость, грубость учителей: Учитель может
наказывать словами и достаточно убедительно ставить на вид ученикам их ошибки и
плохое поведение, но не должен пускать в ход постыдные или непристойные слова
1,
т. 9, с. 517.
Особое значение М.
В. Ломоносов придавал общению педагогов с
воспитанниками. Он указывал на необходимость как непосредственного, так и
опосредованного общения с молодыми людьми, считая это одним из условий
успешной совместной деятельности. Полагая, что общение влияет на нравственное
становление личности, он заботился об окружении молодежи положительными людьми.
Видя неблагополучность в семьях, М. В. Ломоносов рекомендовал ученикам и
студентам жить в общежитии. Ломоносовские регламенты показывают, как он
пытался изменить характер общения между воспитателями и
воспитанниками, стремился
сосредоточить внимание на формировании общей культуры.
М. В. Ломоносов
считал, что прежде чем требовать дисциплину и порядок от учащихся, педагог
сам должен быть организован. По его мнению, учителям следует приходить на
занятия вовремя и в начале каждого урока спрашивать гимназистов, знают ли они
заданное, принесли ли с собой заданные уроки и наказывать приватно тех, кто
не выполнил положенного ему. Если в классе так много гимназистов, что
спрашивать уроки у всех отняло бы слишком много времени, то учитель может
вызвать кого-нибудь одного по своему выбору, причем каждый должен быть готов к
тому, что его неожиданно спросят и ему нужно будет отвечать 1, т. 9, с. 513.
Инспектор и
ректор обязаны были следить за соблюдением учителем своих обязанностей: . . .
наблюдать
за тем, чтобы учителя являлись в точности к назначенному времени и во время
уходили, для чего в Гимназии должны звонить; первый раз в 7 часов, второй
раз в четверть 8-го, 3-й раз в 11 часов, в знак того, что классы расход