упражняясь, им же
подражает, не для того чтобы их превзойти,
но только чтобы им последовать, 15 что открывает им свои тайны и поступает
нескрытно,
16 что в дружбе поступает верно, в очи и за очи, в счастье и несчастье, 17
что их почитает. . .
Положительной
стороной деятельности М. В. Ломоносова является его ориентация на природного
российского учителя, подготовка которого должна отвечать общественным
потребностям. Благодаря М. В. Ломоносову в русскую педагогику были введены
четкие требования к личности педагогов, результатам их деятельности, заложены
основы педагогической этики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Ломоносов М. В. Полное собрание
сочинений: В 11 т. Гл. ред. С. И. Вавилов. М. , Л: АН
СССР, 1950 1959,
1983.
2.
По вопросу о домашнем учении ЖМНП. 1867.
1. С. 117 159.
3.
Новиков Н. И. Избранные педагогические
сочинения Сост. Н. А. Трушин; Под ред. М. Ф. Шибаевой. М. :
Учпедгиз, 1959.
4.
Штанге М. М. Демократическая
интеллигенция России в XVIII веке. М. : Наука, 1965.
XI. Развитие
М.
В. Ломоносовым
русской
педагогической
терминологии
11 Абая
отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику
научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность
терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Термины с лат.
предел, граница это точно ограниченные в научном и практическом смысле
обозначения педагогических понятий 1, с. 5.