ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 191


деяния, летописи, генеалогию, хронологию, логику, метафизик у, законоучение. Естествознание было представлено арифметикой, геометрией, географией, астрономией, анатомией, ботаникой, физикой теоретической и экспериментальной, химией. В военных заведениях вводилось изучение артиллерии, фортификации, навигации и т. д. Следуя принципу светскости образования, Петр I предложил обучать молодых людей акциям театральным представлениям, живописи рисованию, оратории музыке, плясанию танцам. Во всех учебных заведениях преподавались катехизис, священное писание, теология. Для упрощения терминологии некоторые авторы пытались создавать русские термины путем калькирования иностранных, например: геометрия землемерие, география

-      землеописание, оптика видение, акустика слушание, анатомия

-      расчленение. Однако они не привились, и в русском языке закрепились международные термины 1, с. 71.

Особое место в дидактических терминах занимает обозначение различных методов и приемов. Если у Ф. Прокоповича выделяются экзерциции, экзамены, то у М. В. Ломоносова обнаружили следующие термины: вопрос ученику, вызов для ответа, объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изустъ твердить, диспут, домашние и школьные упражнения экзерциции, дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников в обучении, награждение лучших, наказание ленивых, опыты, переводы текстов, проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указания к изучению, учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика. Помимо перечисленного М. В. Ломоносов использовал беседы, аргументацию научных положений, дискуссии, рассуждения. Он первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения.

Кроме того, среди дидактических терминов, употребляемых ученым, имеются слова, относящиеся к характеристике классно-урочной системы. Он ввел в обращение понятия класс, урок, классные табели, каждый год имея в виду учебный, полугодие учебное, перевод из класса в класс, распорядок преподавания, расписав

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика