ши материалы не доставляют по этому предмету никаких
дополнительных сведений.
По вступлении на престол императрицы Екатерины
Ломоносов приобрел ходатая в
князе Григории Григорьевичи Орлова, который, по смерти его, опечатал и взял к
себе все его бумаги; но о
бывших между ними сношениях мало известно.
В тесной связи с отношениями Ломоносова ко двору
находится предприятие, которое в
последние 15 лет его жизни составляло один из главных интересов её. Это было
мозаическое искусство. Чтобы
понять страстное увлечение, с каким Ломоносов предался этому делу, мы должны
прежде всего вспомнить, что он, во время пребывания за границею, обязан был
между прочим «учиться прилежно рисованию» и усвоил себе это искусство с обычною
своею легкостью,
как показывает рисунок, присланный им из Марбурга в 1737 г. при письме к
президенту.
Живопись не вполне удовлетворяла его по непрочности своих красок: он предпочитал
ей мозаику. По словам
его, химия употребила для неся главное орудие своего искусства и, соединив
твердые минералы со стеклом в великом жару, произвела
вещества, которые в течение многих веков сохраняют всю свежесть своих цветов и
красоту. Таким образом мозаика, употреблением стекла вместо камней,
стала в зависимость от химии.
Эта связь искусства с наукою, возмоашость применить
свою любимую химию к практической
польз!; общества вдруг воспламенили Ломоносова к новой деятельности.
Гений его, сочувствуя всему великому и несокрушимому, видел въмозаи-ке орудие к
украшению
монументальных созданий зодчества вековечными изображениями великих деятелей
отечества. Сверх того он имел в виду,
распространением п. России этого искусства, вызвать новую отрасль
промышленности и торговли, новый важный источник приращения государственных
дох«) Дов. Первая мысль заняться приготовлением разноцветных стекол для
этого рода
живописи была внушена ему Воронцовым, который, возвратись из чужих краев, где
провел 1745 и
1746 годы, показал Ломоносову при