ре, который он иногда принимал для наказания или удаления
негодных учеников или
преподавателей. Одно из главных средств к возвышению академического
университета Ломоносов видел в том, чтобы открыть его торжественною гтатурацией
и издать его щтвилегиею, дав ему устройство
европейских университетов, с ректором в главе его, с разделением на Факультеты,
с производством в
степени. Словом, он хотел поставить университет петербургской Академии на одну
ногу с
московским.
Менее успешны были старания Ломоносова по
географическому департаменту. Всего
более помышлял он об издании нового, исправнейшего атласа России и предлагал для
этого ряд мер, доказывающих глубокое понимание дела и практически взгляд,
которым Ломоносов опережал свое время. Вследствие его предложении были разосланы
географические вопросы, для
вернейшего отличения больших селений от
малых истребована показание числа душ в
каждой деревне, также истребованы сведения о всех церквах и монастырях, и таким
образом составлено до 10 специальных карт несравненно полнее и исправнее
прежних. Особенно важным считал Ломоносов
отправление географических экспедиций в разные местности
России, для оирсделения градусов, и усердно действовал к осуществлению этого
плана; но вследствие
разных препятствий, особенно равнодушие «недоброхотов российских наук», он
остался без исполнения, так же как и многие
другие замечательные проекты его, как-то: издание ученых ведомостей, издание
внутренних русских ведомостей, собирание минералов,
составление экономического словаря, учреждение государственной коллегии
земского домоустройства и пр. Счастливее быль
только один составленный им
проект экспедиции в Ледовитый океан,
для открытия северо-восточного пути: этот проект был приведен в исполнение,
вскоре после
его смерти, двукратным плаванием Чичагова, не имевшим впрочем никаких
результатов.
Но всего более внимания Ломоносов обращал на самый
близкий для него предметна устройство и
управление самой Академии. Он уже скоро после определения своего начал вы-