закончено строительство
большого каменного собора в Холмогорах. Кирпичный завод, сооруженный для
этого, продолжал работать еще около сорока лет, выполняя как церковные, так
и мирские заказы. Для росписи и украшения собора Афанасий пригласил лучших
местных живописцев и мастеров.
Афанасий был
широко
образованным человеком. Он самостоятельно изучил латынь, затем овладел еще
греческим и немецким языками. Он внимательно следил за печатной литературой. В
его библиотеке, наряду с духовными, имелось около сотни книг светского
содержания: здесь и наставления по архитектуре, и лечебники, и мироведческая
литература с уклоном в астрономию и географию различные Космографии, Книга
новое небо со звездами, Книга о кометах и пр. . Очевидно, он и сам занимался
астрономическими наблюдениями после смерти среди его вещей было обнаружено
стекло
зрительное круглое в дереве. При нем в архиерейских палатах были развешаны
карты городов и местностей Поморья, Украины и даже Амстердама. Афанасию
принадлежит Описание трех путей из Поморских стран в Швицкую землю по существу,
первый географический и экономический обзор западного соседа России. При
составлении Описания архиепископ учитывал свидетельства сведущих людей. Вообще
он уловлял не только души поморов, но и их богатейший профессиональный
опыт, используя
его в своих мирских начинаниях. Он намеревался освоить Новую Землю в видах
расширения пушного промысла.
Нравом Афанасий
был крут. Сохранилось
предание, что еще в бытность его в Москве, во время диспута о вере между
старообрядцами и ортодоксами, проходившего в Грановитой палате при царевне
Софье, Афанасий, который представлял партию патриарха, привел своими
доводами главного из радетелей старой веры Никиту Добрынина в такое исступление,
что тот ринулся на него с кулаками и в жестокой схватке вырвал у него огромный
клок бороды с тех пор Афанасий вроде бы брил бороду. Впрочем, действуя в
Поморье, Афанасий показал немалую гибкость и ловкость. Именно это, а отнюдь
не безбородая персона, побудило Петра, надо думать, после смерти Афанасия
искать ему достойную замену. В Поморье, писал он, нужны искусные и ученые и
политичные люди, понеже та холмогорская епархия у знатного морского порту, где
бывает множество иностранных областей иноземцы, с которыми дабы тамошний
архиерей мог обходиться по пристойности политично, к чести и славе Российского
государства, коже и прежде бывший Афанасий архиепископ со изрядным порядком
таимо
поступал.
. . .
Неоднократные приезды
Петра на беломорское побережье дали новый толчок хозяйственному развитию Севера.
Вавчужская верфь построена в 1700 году стала базой русского
кораблестроения. Здесь
возводились рыболовные, торговые и военные суда. Хозяева верфи братья
Баженины принимали заказы от Петра и не только от русских, но даже от
английских и голландских купцов. Поставленное на широкую ногу кораблестроение
требовало соответственного развития сопутствующих отраслей: кузнечного
дела, металлургии,
прядильного и ткацкого ремесла для производства парусины и т. д.
Увеличивалась
потребность в
хорошо подготовленных специалистах. Многие поморы отправлялись на выучку в
Москву и за границу. В начале XVIII века на верфях, в портовых
учреждениях, на
мануфактурах Архангельска и Холмогор, помимо просто грамотных людей то есть
умевших читать и писать, можно было встретить выпускников Навигацкой
школы, Славяно-греко-латинской
академии и западноевропейских учебных заведений.
Таким был русский Север с его
суровой природой, с
сто самобытной историей, с его высокой культурой и активной хозяйственной
жизнью, с его сильными, талантливыми и свободными людьми.
2
. . . В устье Северной Двины, вблизи
города Холмогоры, расположился один из многочисленных островов
дельты Куростров.
Куростровцы сеяли на своих тощих землях лен
и коноплю, а из
злаков рожь и