lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 46


Подводя итог своим наблюдениям за успехом Езды в остров Любви у читателей, в следующем письме к Шумахеру Тредиаковский писал: Подлинно могу сказать, что книга моя вошла здесь в моду, и, к несчастию или скорее к счастий, и я сам вместе с ней. Клянусь, милостивый государь, не знаю, что мне делать; меня повсюду разыскивают, везде спрашивают у меня мою книгу; когда же я говорю, что у меня ее вовсе нет, они обижаются в такой степени, что я боюсь вызвать их неудовольствие.

Несмотря на негодование духовенства а может быть, и благодаря ему, популярность Тредиаковского растет: его приглашают в лучшие дома, стремятся с ним познакомиться, услышать другие его сочинения. В 1732 году он был представлен императрице Анне Иоанновне; в том же году его принимают в Академию наук на должность переводчика, а через год ему присваивают звание академического секретаря.

Тредиаковский явился первым на Руси литератором-профессионалом. Он по-своему выразил новое отношение к жизни, новый подход к человеку и его внутреннему миру. Он приобщил русских читателей к галантной европейской литературе. Он по праву считал себя первопроходцем российского стихосложения. На заседаниях Российского собрания Тредиаковский выступил с широкой программой упорядочения родного языка, создания его литературной нормы. Он планировал сочинение русской грамматики, доброй я исправной, и составление дикционария словаря русского языка. Он был полон надежд и решимости претворить все намеченное им в действительность.

Однако действительность российская действительность в период царствования Анны Иоанновны роковым образом воспротивилась просветительским начинаниям тридцатидвухлетнего Тредиаковского. Если Езда в остров Любви понравилась публике, то обо всех остальных свершениях и замыслах его мало кто знал и еще меньше было тех, кто мог по достоинству их оценить. Вообще середина 1730 годов это критическая точка в духовной биографии Тредиаковского. Здесь завязка его последующей жизненной трагедии трагедии одинокого человека, выдающегося ученого-филолога, талантливого поэта, европейски образованного мыслителя, который не был понят русским обществом, но который и сам не понял русского общества. Стоит рассказать об этом подробнее, поскольку духовная катастрофа Тредиаковского начиналась если не на глазах, то уж, во всяком случае, вблизи Ломоносова.

 

Тредиаковский любил Россию. Находясь в Голландии и Франции, наблюдая политическую жизнь этих государств, присматриваясь к быту голландцев и французов из самых разных сословий, приобщаясь к достижениям европейской культуры, он отмечал про себя разительные отличия между Россией и Западом и со всей энергией и страстью молодости жаждал перемен в русской действительности. Думал о том, что, быть может, как раз ему, бывшему астраханскому поповичу, суждено возглавить просветительское движение у себя в стране, открыть соотечественникам культурные ценности, накопленные Западом в течение многих веков. К тоске по родине, совершенно естественной для человека, оторванного от нее на несколько лет, за границей у Тредиаковского примешивалось грустное чувство иного рода:

 

Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальне. . .

 

Это написано в Гааге. Поэт мысленным взором уносится через всю Европу в свое Отечество. Но тут ведь не только ностальгия.

Из Гааги и Парижа многое на родине виделось в новом свете. Если из Астрахани Москва представлялась столицей премудрости, оплотом культуры, то отсюда с берегов Северного моря или Сены она казалась двадцатитрехлетнему агенту и приживальщику русских дипломатов провинциальным захолустьем, задворками Европы. Просвещенное голландское купечество выгодно отличалось от русских торговых людей образом жизни,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Гильермо дель Торо снимет анимационный мюзикл о Пиноккио для Netflix
Мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо намерен снять анимационный мюзикл "Пиноккио" для компании Netflix.
«Хрустальная Турандот» наградила лауреатов
XXVII Церемония вручения Первой театральной премии "Хрустальная Турандот" состоялась в театре им. Евг. Вахтангова 22 октября 2018 года.
Юбилей Рудольфа Фурманова отметят спектаклем "Гражданин Р.Ф."
Художественный руководитель Театра имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов в день своего юбилея, 22 октября, сыграет в новом спектакле - героическом блокбастере.
Мединский назвал причину роста популярности русского языка в мире
Экономика стала причиной изучения русского языка даже в тех странах, где он не преподается в школах, заявил глава Минкультуры России Владимир Мединский на встрече с сербскими студентами.
Первый номер журнала «Кинорепортер» презентуют в ноябре
В рамках VII Международного культурного форума в Санкт-Петербурге в ноябре пройдет презентация первого номера журнала "Кинорепортер".
Киселев объяснил цитатой Достоевского предложение сузить свободу слова
Телеведущий Дмитрий Киселев объяснил свое предложение о сужении диапазона свободы слова в РФ.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика