lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 46


Подводя итог своим наблюдениям за успехом Езды в остров Любви у читателей, в следующем письме к Шумахеру Тредиаковский писал: Подлинно могу сказать, что книга моя вошла здесь в моду, и, к несчастию или скорее к счастий, и я сам вместе с ней. Клянусь, милостивый государь, не знаю, что мне делать; меня повсюду разыскивают, везде спрашивают у меня мою книгу; когда же я говорю, что у меня ее вовсе нет, они обижаются в такой степени, что я боюсь вызвать их неудовольствие.

Несмотря на негодование духовенства а может быть, и благодаря ему, популярность Тредиаковского растет: его приглашают в лучшие дома, стремятся с ним познакомиться, услышать другие его сочинения. В 1732 году он был представлен императрице Анне Иоанновне; в том же году его принимают в Академию наук на должность переводчика, а через год ему присваивают звание академического секретаря.

Тредиаковский явился первым на Руси литератором-профессионалом. Он по-своему выразил новое отношение к жизни, новый подход к человеку и его внутреннему миру. Он приобщил русских читателей к галантной европейской литературе. Он по праву считал себя первопроходцем российского стихосложения. На заседаниях Российского собрания Тредиаковский выступил с широкой программой упорядочения родного языка, создания его литературной нормы. Он планировал сочинение русской грамматики, доброй я исправной, и составление дикционария словаря русского языка. Он был полон надежд и решимости претворить все намеченное им в действительность.

Однако действительность российская действительность в период царствования Анны Иоанновны роковым образом воспротивилась просветительским начинаниям тридцатидвухлетнего Тредиаковского. Если Езда в остров Любви понравилась публике, то обо всех остальных свершениях и замыслах его мало кто знал и еще меньше было тех, кто мог по достоинству их оценить. Вообще середина 1730 годов это критическая точка в духовной биографии Тредиаковского. Здесь завязка его последующей жизненной трагедии трагедии одинокого человека, выдающегося ученого-филолога, талантливого поэта, европейски образованного мыслителя, который не был понят русским обществом, но который и сам не понял русского общества. Стоит рассказать об этом подробнее, поскольку духовная катастрофа Тредиаковского начиналась если не на глазах, то уж, во всяком случае, вблизи Ломоносова.

 

Тредиаковский любил Россию. Находясь в Голландии и Франции, наблюдая политическую жизнь этих государств, присматриваясь к быту голландцев и французов из самых разных сословий, приобщаясь к достижениям европейской культуры, он отмечал про себя разительные отличия между Россией и Западом и со всей энергией и страстью молодости жаждал перемен в русской действительности. Думал о том, что, быть может, как раз ему, бывшему астраханскому поповичу, суждено возглавить просветительское движение у себя в стране, открыть соотечественникам культурные ценности, накопленные Западом в течение многих веков. К тоске по родине, совершенно естественной для человека, оторванного от нее на несколько лет, за границей у Тредиаковского примешивалось грустное чувство иного рода:

 

Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальне. . .

 

Это написано в Гааге. Поэт мысленным взором уносится через всю Европу в свое Отечество. Но тут ведь не только ностальгия.

Из Гааги и Парижа многое на родине виделось в новом свете. Если из Астрахани Москва представлялась столицей премудрости, оплотом культуры, то отсюда с берегов Северного моря или Сены она казалась двадцатитрехлетнему агенту и приживальщику русских дипломатов провинциальным захолустьем, задворками Европы. Просвещенное голландское купечество выгодно отличалось от русских торговых людей образом жизни,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Журналисты «России сегодня» победили в фестивале прессы «Медиа-Ас»
Журналисты МИА "Россия сегодня" стали лауреатами IV Всероссийского фестиваля прессы "Медиа-Ас", имена победителей опубликованы на сайте Минобороны РФ, которое было организатором конкурса.
Худрук БДТ Андрей Могучий стал заслуженным деятелем искусств РФ
Отмечается, что также на торжественной церемонии были вручены медали прочим рабочим, преподавателям, спортсменам, инженерам и деятелям культуры.
Мединский попросил Генпрокуратуру расследовать дело о неснятых фильмах
Министерство культуры обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных в невозврате бюджетных средств, выделенных на производство фильмов.
В Ростове открыли бюст Александра Печерского
Сегодня в Ростове появился памятный бюст Александра Печерского, а на экраны страны выходит фильм «Собибор», где роль героя сыграл Константин Хабенский.
Мединский вручил награды деятелям культуры и искусства
Министр культуры России Владимир Мединский вручил государственные и ведомственные награды деятелям культуры и искусства, в числе которых актриса Ирина Алферова, гендиректор Большого театра России Владимир Урин, художник Михаил Шемякин, режиссер Александр Митта, передает корреспондент РИА Новости.
Нина Дорошина была гордостью «Современника», заявил Гармаш
Актер Сергей Гармаш назвал ушедшую из жизни Нину Дорошину гордостью театра "Современник" и великой русской актрисой.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика