lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 89


знаменитых академиков, так же как и отсутствующих, униженнейше прошу и заклинаю благосклонно простить меня, сознающего чудовищные размеры моего непростительного проступка и самым честным образом обещаю исправиться. И все это при сознании глубокой неправоты и порочности оппонентов. Вот тут-то Любовь и укрепила его терпением. Он увидел, что любовь нетерпеливая чревата разрушительными последствиями и для Истины и для России, что она, быть может, и не к Истине и не к России, а более к себе самому. Такая любовь зиждилась на непрочном основании. Иными словами, этическую задачу, вставшую перед Ломоносовым в начале 1740-х годов, можно определить примерно следующим образом: быть в своей Любви на уровне ее предмета, построить и творчество и поведение свое так, чтобы вся его деятельность обернулась благими последствиями и для Истины и для России. Победить вредное можно, лишь утверждая благое. Победить Шумахера можно, лишь утверждая себя в Академии. Для этого же надо сперва победить самого себя. Так или иначе, 27 января 1744 года, когда в Академическом собрании Шумахер, Винсгейм, Миллер и все остальные недруги с удовлетворением выслушивали его покаяние, думая, что Ломоносов сломлен, ослаблен и подавлен, именно тогда-то он и начал подниматься в полный рост, чтобы утвердиться в Академии неколебимо и прочно. Славнейшую победу получает тот, кто себя побеждает, напишет Ломоносов впоследствии.

Да и то сказать: идеи и догадки, уже тогда тревожившие сию душу, исполненную страстей, как писал о Ломоносове А. С. Пушкин, были настолько грандиозны, сулили такие перспективы для русской науки и человеческого познания вообще, что он просто не имел права ставить их под удар. Сами идеи лишали его этого права.

Попробуем перечитать наиболее важные и характерные страницы из написанного Ломоносовым в бурные и опасные для его академической карьеры 1741-1744 годы. Это поможет не только объективнее и глубже понять метаморфозы его поведения в Академии в ту пору, но и по достоинству оценить совершенно феноменальную быстроту созревания его гения. Так стремительно, как Ломоносовский гений, в истории всей новой русской культуры созревал только гений Пушкина. Причем здесь имеется в виду именно стремительность созревания , которое предполагает полное выражение гения в достойных его величия созданиях, а не только блестящий, ошеломляющий, но до поры просто многообещающий дебют. Кстати, дебют-то Ломоносова, по нынешним понятиям, был достаточно поздним в поэзии и языке в двадцать восемь лет, в естествознании в тридцать. А вот стремительность полного созревания его феноменальна.

Обратимся сначала к Ломоносовскому естественнонаучному наследию той поры. Причем здесь более всего интересен Ломоносов-мыслитель и его отношение к борьбе идей в тогдашнем естествознании, ибо сам же он в эти годы да, впрочем, и в дальнейшем настаивал на том, что естествознание будь то физика, химия, или физическая химия, основоположником которой он был, или натуральная история и т. д. должно стремиться к философскому познанию вещей и их отношений.

 

1

 

Классическое естествознание, на котором зиждется и современная наука, сформировалось в XVI-XVIII веках. Великие географические открытия в эпоху Возрождения, деятельность Николая Коперника. Джордано Бруно, Тихо Браге, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Блеза Паскаля, Христиане Гюйгенса, Исаака Ньютона, Антонии Левенгука, Готфрида Лейбница и многих других ученых все это не только загрунтовало старую картину мира, начав новую, неизмеримо сложнейшую, но и показало тяжелую для человечества неизбежность фундаментальной перестройки самого образа мышления, более того: неизбежность коренного перерождения этических отношений человечества не только внутри себя, но и к природе и универсальным законам, управляющим всем мировым развитием. Сами открытия уже свидетельствовали о

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Соседов: Пугачёва не имеет права называться певицей
Скандальный музыкальный критик Сергей Соседов прокомментировал заоблачные цены на юбилейный концерт исполнительницы Аллы Пугачёвой. По его словам, в зале будут сидеть лишь «избранные богачи».
Умер продюсер «Рэмбо» и «Терминатора»
В числе прочих Вайна спродюсировал фильмы "Рэмбо: Первая кровь" (1982), "Рэмбо: Первая кровь 2" (1985), "Рэмбо 3" (1988), "Крепкий орешек 3: Возмездие" (1995), "Терминатор 3: Восстание машин" (2003) и "Терминатор: Да придёт спаситель" (2009).
Фильм «Зеленая книга» получил главный приз Гильдии продюсеров США
Фильм Питера Фаррелли «Зеленая книга», главные роли в котором исполнили Махершала Али и Вигго Мортенсен, получил награду Гильдии продюсеров США в номинации «Лучший фильм». Об этом сообщается в твиттере организации.
Медведев поздравил с 85‐летием композитора Дашкевича
Премьер-министр России Дмитрий Медведев поздравил композитора Владимира Дашкевича с 85-летием. Телеграмму опубликовали на сайте правительства России. Медведев написал, что композитору подвластны различные жанры музыкального искусства.
Милонов сходил на концерт группы «Гопота»
Депутат Госдумы РФ Виталий Милонов приехал в Петербург и побывал на концерте группы «Гопота». О своем культурном отдыхе парламентарий рассказал в Instagram.
«Интерфакс» сообщил о вызове режиссера Красовского на допрос в полицию
Режиссера фильма «Праздник» Алексея Красовского вызвали на допрос в полицию, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник. По словам собеседника агентства, допрос будет проводить следователь управления экономической безопасности и противодействия коррупции столичного главка МВД.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика