lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 97


своей работе над теолого-философской поэмой Леонтия 1754, где вопрос о соотношении веры и знания, религии и науки был решен в пользу веры и религии.

Так или иначе, к 1740-м годам основные проблемы, волновавшие философскую и научную мысль Западной Европы XVI-XVII веков, стали актуальными и для России. Причем собственно русская специфика постановки и решения этих проблем заключалась в том, что к ним обращались люди, далекие от естествознания. Феофан был в высшей степени компетентен в богословии и хорошо знал философию Просвещения, но перед ним стояла задача подчинения и той и другой государственному принципу наука третировалась только как служанка монархии. Кантемир, хотя и был основательно осведомлен в истории философии и естествознания о чем свидетельствуют примечания к сатирам и перевод Разговоров о множестве миров, но это была основательная осведомленность гуманитария, серьезного и умного дилетанта, который понимал науку вообще только как эмпирическую дисциплину, но не как новое мировоззрение со своим инструментарием познания, со своею внутренней логикой развития, со своим подходом к всеобщей и единственной Истине, которую ищет все человечество ограниченность подобной трактовки науки вполне обозначилась в Письмах о природе и человеке. Точно так же позднее и Тредиаковский, имевший прежде всего превосходную гуманитарную подготовку с уклоном в теологию и филологию не сумел и не пожелал признать за новой наукой позитивное мировоззренческое содержание и все свои предпочтения отдал богословию, этой, с его точки зрения науке наук

Короче говоря, до выхода Ломоносова на самостоятельный творческий путь не было в России деятеля, который видел бы в науке созидательное культурное начало, открывающее и приумножающее величественность, осмысленность и красоту мира и, в процессе всего этого, духовно раскрепощающее человека. Как мы увидим, такой взгляд на науку был присущ ему с самого начала до самого конца его пути.

 

3

 

Ломоносов не оставил после себя в собственном смысле слова, философских сочинений. Однако характер и объем его культурной работы настоятельно требовали от него именно универсально философского осмысления всех многообразных ее направлений, что было бы невозможно, если бы Ломоносовский духовный потенциал не заключал в себе того изначального пожалуй, даже донаучного, априорного качества, которое академиком С. И. Вавиловым было определено как глубокое понимание неразрывной связи всех видов человеческой деятельности и культуры.

Несмотря на то, что в каждой отдельной области Ломоносову приходилось решать задачи весьма специальные, требующие основательных специальных же познаний, эта отличительная черта его творческой индивидуальности, эта органичная целостность взгляда на мир и человеческую культуру сопутствовали ему во всех его общих и частных просветительских начинаниях. Помимо чисто субъективных гениальная одаренность, почти фанатическое трудолюбие и т. п. причин того, что Ломоносов поэт, ученый, государственный деятель умел видеть мир в дивной разности, не дробя при этом самой целостности восприятия, здесь имелись и объективные причины. Главной среди них следует назвать прежде всего прогрессивную методологию Ломоносовского мышления.

Проблема выработки философского метода, адекватного новой картине мира, которая вырисовывалась на основе естественнонаучных данных в XVI-XVIII веках, требует особого рассмотрения. Будучи важной сама по себе, эта проблема должна быть поставлена здесь хотя бы потому, что ее рассмотрение, думается, помогает ответить на такой немаловажный вопрос: почему ни Феофан, ни Кантемир, ни, скажем, Тредиаковский несмотря на энциклопедичность их познаний и широту творческих устремлений не заняли в истории русской культуры того уникального места, которое по праву принадлежит Ломоносову, и только ему

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Большой театр готовит около десяти премьер в новом сезоне
Около 10 премьер ожидается в новом 242-м сезоне Большого театра, который откроется балетом "Забытая земля" на музыку Бриттена и оперой Генделя "Альцина", об этом сообщил на пресс-конференции в четверг гендиректор ГАБТа Владимир Урин.
Путин подарил Калягину на юбилей книгу о Бразилии
В качестве подарка Владимир Путин преподнес артисту книгу о первой российской экспедиции в Бразилию. Президент также отметил вклад Калягина в сохранение традиций отечественного искусства и пожелал ему здоровья. Накануне Путин вручил Калягину орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Гитарист The Rolling Stones Ронни Вуд перенес операцию на легком
Врачи сделали гитаристу британских рокеров The Rolling Stones Ронни Вуду операцию на поврежденном легком. Состояние 69-летнего музыканта оценивается как удовлетворительное.
Мединский отказался комментировать обыск в «Гоголь-центре»
Как сообщает Life, прокомментировать эти события журналисты попросили его на фестивале «Интермузей». Мединский отказался от комментариев, пояснив, что отвлекаться от «Интермузея» было бы неуместно.
Путин поздравил Калягина с 75-летним юбилеем
Президент РФ отметил щедрый талант и вдохновенный творческий труд художественного руководителя московского театра Et Cetera Президент России Владимир Путин поздравил с 75-летним юбилеем народного артиста РФ, художественного руководителя московского театра Et Cetera Александра Калягина.
«Гениальный артист»: коллеги поздравляют Александра Калягина с юбилеем
Вспомнил об этом сегодня и Владимир Путин, который подарил артисту книгу — отчет о первой экспедиции в Бразилию. Калягин в свою очередь пригласил президента в свой театр Et Сetera на премьеру нового спектакля «Ревизор». Народный артист сыграет в нем Хлестакова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика