lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 97


своей работе над теолого-философской поэмой Леонтия 1754, где вопрос о соотношении веры и знания, религии и науки был решен в пользу веры и религии.

Так или иначе, к 1740-м годам основные проблемы, волновавшие философскую и научную мысль Западной Европы XVI-XVII веков, стали актуальными и для России. Причем собственно русская специфика постановки и решения этих проблем заключалась в том, что к ним обращались люди, далекие от естествознания. Феофан был в высшей степени компетентен в богословии и хорошо знал философию Просвещения, но перед ним стояла задача подчинения и той и другой государственному принципу наука третировалась только как служанка монархии. Кантемир, хотя и был основательно осведомлен в истории философии и естествознания о чем свидетельствуют примечания к сатирам и перевод Разговоров о множестве миров, но это была основательная осведомленность гуманитария, серьезного и умного дилетанта, который понимал науку вообще только как эмпирическую дисциплину, но не как новое мировоззрение со своим инструментарием познания, со своею внутренней логикой развития, со своим подходом к всеобщей и единственной Истине, которую ищет все человечество ограниченность подобной трактовки науки вполне обозначилась в Письмах о природе и человеке. Точно так же позднее и Тредиаковский, имевший прежде всего превосходную гуманитарную подготовку с уклоном в теологию и филологию не сумел и не пожелал признать за новой наукой позитивное мировоззренческое содержание и все свои предпочтения отдал богословию, этой, с его точки зрения науке наук

Короче говоря, до выхода Ломоносова на самостоятельный творческий путь не было в России деятеля, который видел бы в науке созидательное культурное начало, открывающее и приумножающее величественность, осмысленность и красоту мира и, в процессе всего этого, духовно раскрепощающее человека. Как мы увидим, такой взгляд на науку был присущ ему с самого начала до самого конца его пути.

 

3

 

Ломоносов не оставил после себя в собственном смысле слова, философских сочинений. Однако характер и объем его культурной работы настоятельно требовали от него именно универсально философского осмысления всех многообразных ее направлений, что было бы невозможно, если бы Ломоносовский духовный потенциал не заключал в себе того изначального пожалуй, даже донаучного, априорного качества, которое академиком С. И. Вавиловым было определено как глубокое понимание неразрывной связи всех видов человеческой деятельности и культуры.

Несмотря на то, что в каждой отдельной области Ломоносову приходилось решать задачи весьма специальные, требующие основательных специальных же познаний, эта отличительная черта его творческой индивидуальности, эта органичная целостность взгляда на мир и человеческую культуру сопутствовали ему во всех его общих и частных просветительских начинаниях. Помимо чисто субъективных гениальная одаренность, почти фанатическое трудолюбие и т. п. причин того, что Ломоносов поэт, ученый, государственный деятель умел видеть мир в дивной разности, не дробя при этом самой целостности восприятия, здесь имелись и объективные причины. Главной среди них следует назвать прежде всего прогрессивную методологию Ломоносовского мышления.

Проблема выработки философского метода, адекватного новой картине мира, которая вырисовывалась на основе естественнонаучных данных в XVI-XVIII веках, требует особого рассмотрения. Будучи важной сама по себе, эта проблема должна быть поставлена здесь хотя бы потому, что ее рассмотрение, думается, помогает ответить на такой немаловажный вопрос: почему ни Феофан, ни Кантемир, ни, скажем, Тредиаковский несмотря на энциклопедичность их познаний и широту творческих устремлений не заняли в истории русской культуры того уникального места, которое по праву принадлежит Ломоносову, и только ему

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Путин поздравил Василия Ланового с юбилеем
Президент Владимир Путин поздравил советского и российского актера театра и кино Василия Ланового с юбилеем. Глава государства назвал роли Ланового яркими и незабываемыми. Его актерские работы стали подлинным эталоном мастерства и примером служения искусству, отметил Путин в своем обращении.
Участие Лазарева в «Евровидении» пока не подтверждено
Как сообщало ИА REGNUM, ранее Сергей Лазарев был назван главным претендентом от РФ на участие в фестивале. Отмечалось, что в его пользу говорит и желание взять реванш, так как тремя годами ранее он находился в шаге от победы. Конкурс «Евровидение» пройдет в 2019 году с 14 по 18 мая в Тель-Авиве.
Суд отказался признать плагиатом песню «Чика» Александра Реввы
Кунцевский суд Москвы не удовлетворил иск сочинского артиста Руслана Кагарманова, обвинившего комика Александра Ревву в плагиате части песни "Чика".
МХАТ имени Горького будет отремонтирован
Здание Московского художественного академического театра имени Горького ждет ремонт, сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя театра Эдуарда Боякова. Перед началом работ здание будет обследовано для наметки плана работ.
Андрей Кончаловский поставит спектакль в МXАТ им. Горького
Андрей Кончаловский поставит в МХАТ им. Горького спектакль "Сцены из супружеской жизни" по мотивам пьесы Ингмара Бергмана.
София Коппола снимет для Apple фильм с Биллом Мюрреем
София Коппола выступит режиссером, сценаристом и одним из продюсеров нового фильма с Биллом Мюрреем («Трудности перевода») и Рашидой Джонс («Парки и зоны отдыха») для Apple и студии A24.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика