lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 97


своей работе над теолого-философской поэмой Леонтия 1754, где вопрос о соотношении веры и знания, религии и науки был решен в пользу веры и религии.

Так или иначе, к 1740-м годам основные проблемы, волновавшие философскую и научную мысль Западной Европы XVI-XVII веков, стали актуальными и для России. Причем собственно русская специфика постановки и решения этих проблем заключалась в том, что к ним обращались люди, далекие от естествознания. Феофан был в высшей степени компетентен в богословии и хорошо знал философию Просвещения, но перед ним стояла задача подчинения и той и другой государственному принципу наука третировалась только как служанка монархии. Кантемир, хотя и был основательно осведомлен в истории философии и естествознания о чем свидетельствуют примечания к сатирам и перевод Разговоров о множестве миров, но это была основательная осведомленность гуманитария, серьезного и умного дилетанта, который понимал науку вообще только как эмпирическую дисциплину, но не как новое мировоззрение со своим инструментарием познания, со своею внутренней логикой развития, со своим подходом к всеобщей и единственной Истине, которую ищет все человечество ограниченность подобной трактовки науки вполне обозначилась в Письмах о природе и человеке. Точно так же позднее и Тредиаковский, имевший прежде всего превосходную гуманитарную подготовку с уклоном в теологию и филологию не сумел и не пожелал признать за новой наукой позитивное мировоззренческое содержание и все свои предпочтения отдал богословию, этой, с его точки зрения науке наук

Короче говоря, до выхода Ломоносова на самостоятельный творческий путь не было в России деятеля, который видел бы в науке созидательное культурное начало, открывающее и приумножающее величественность, осмысленность и красоту мира и, в процессе всего этого, духовно раскрепощающее человека. Как мы увидим, такой взгляд на науку был присущ ему с самого начала до самого конца его пути.

 

3

 

Ломоносов не оставил после себя в собственном смысле слова, философских сочинений. Однако характер и объем его культурной работы настоятельно требовали от него именно универсально философского осмысления всех многообразных ее направлений, что было бы невозможно, если бы Ломоносовский духовный потенциал не заключал в себе того изначального пожалуй, даже донаучного, априорного качества, которое академиком С. И. Вавиловым было определено как глубокое понимание неразрывной связи всех видов человеческой деятельности и культуры.

Несмотря на то, что в каждой отдельной области Ломоносову приходилось решать задачи весьма специальные, требующие основательных специальных же познаний, эта отличительная черта его творческой индивидуальности, эта органичная целостность взгляда на мир и человеческую культуру сопутствовали ему во всех его общих и частных просветительских начинаниях. Помимо чисто субъективных гениальная одаренность, почти фанатическое трудолюбие и т. п. причин того, что Ломоносов поэт, ученый, государственный деятель умел видеть мир в дивной разности, не дробя при этом самой целостности восприятия, здесь имелись и объективные причины. Главной среди них следует назвать прежде всего прогрессивную методологию Ломоносовского мышления.

Проблема выработки философского метода, адекватного новой картине мира, которая вырисовывалась на основе естественнонаучных данных в XVI-XVIII веках, требует особого рассмотрения. Будучи важной сама по себе, эта проблема должна быть поставлена здесь хотя бы потому, что ее рассмотрение, думается, помогает ответить на такой немаловажный вопрос: почему ни Феофан, ни Кантемир, ни, скажем, Тредиаковский несмотря на энциклопедичность их познаний и широту творческих устремлений не заняли в истории русской культуры того уникального места, которое по праву принадлежит Ломоносову, и только ему

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Новый сезон «Нарко» расскажет о картеле «Гвадалахара»
В четвертом сезоне сериала "Нарко" начнется новая история о преступной организации "Гвадалахара".
Член жюри фестиваля «Большой» рассказал о конкурсе 2018 года
Член жюри фестиваля русской музыки «Большой» пианист Юрий Розум в беседе с НСН рассказал о конкурсе 2018 года.
В Эрмитаже выставят лучшие работы Рембрандта и Вермеера
Эрмитаж познакомит любителей живописи с лучшими работами голландских художников XVII века, в том числе и самыми знаменитыми: Рембрандта, Вермеера и Халса.
Актриса Сэнд Ван Рой описала изнасилование Бессоном
Да, говорит адвокат, его клиент и актриса знакомы, но – никогда ничего подобного не было.
На рок-фестивале «Нашествие» выступят 150 групп
В Тверской области на рок-фестивале "Нашествие" выступят около 150 музыкальных групп, в том числе "Алиса", "Ленинград", "Ария", "Пикник" и другие.
Организаторы рассказали о сцене «Высоцкий» на «НАШЕСТВИИ»-2018
Член жюри конкурса заверил НСН, что будут предприняты все усилия, чтобы привлечь публику к сцене «Высоцкий», на которой выступят участники соревнования молодых авторов-исполнителей.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика