lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 97


своей работе над теолого-философской поэмой Леонтия 1754, где вопрос о соотношении веры и знания, религии и науки был решен в пользу веры и религии.

Так или иначе, к 1740-м годам основные проблемы, волновавшие философскую и научную мысль Западной Европы XVI-XVII веков, стали актуальными и для России. Причем собственно русская специфика постановки и решения этих проблем заключалась в том, что к ним обращались люди, далекие от естествознания. Феофан был в высшей степени компетентен в богословии и хорошо знал философию Просвещения, но перед ним стояла задача подчинения и той и другой государственному принципу наука третировалась только как служанка монархии. Кантемир, хотя и был основательно осведомлен в истории философии и естествознания о чем свидетельствуют примечания к сатирам и перевод Разговоров о множестве миров, но это была основательная осведомленность гуманитария, серьезного и умного дилетанта, который понимал науку вообще только как эмпирическую дисциплину, но не как новое мировоззрение со своим инструментарием познания, со своею внутренней логикой развития, со своим подходом к всеобщей и единственной Истине, которую ищет все человечество ограниченность подобной трактовки науки вполне обозначилась в Письмах о природе и человеке. Точно так же позднее и Тредиаковский, имевший прежде всего превосходную гуманитарную подготовку с уклоном в теологию и филологию не сумел и не пожелал признать за новой наукой позитивное мировоззренческое содержание и все свои предпочтения отдал богословию, этой, с его точки зрения науке наук

Короче говоря, до выхода Ломоносова на самостоятельный творческий путь не было в России деятеля, который видел бы в науке созидательное культурное начало, открывающее и приумножающее величественность, осмысленность и красоту мира и, в процессе всего этого, духовно раскрепощающее человека. Как мы увидим, такой взгляд на науку был присущ ему с самого начала до самого конца его пути.

 

3

 

Ломоносов не оставил после себя в собственном смысле слова, философских сочинений. Однако характер и объем его культурной работы настоятельно требовали от него именно универсально философского осмысления всех многообразных ее направлений, что было бы невозможно, если бы Ломоносовский духовный потенциал не заключал в себе того изначального пожалуй, даже донаучного, априорного качества, которое академиком С. И. Вавиловым было определено как глубокое понимание неразрывной связи всех видов человеческой деятельности и культуры.

Несмотря на то, что в каждой отдельной области Ломоносову приходилось решать задачи весьма специальные, требующие основательных специальных же познаний, эта отличительная черта его творческой индивидуальности, эта органичная целостность взгляда на мир и человеческую культуру сопутствовали ему во всех его общих и частных просветительских начинаниях. Помимо чисто субъективных гениальная одаренность, почти фанатическое трудолюбие и т. п. причин того, что Ломоносов поэт, ученый, государственный деятель умел видеть мир в дивной разности, не дробя при этом самой целостности восприятия, здесь имелись и объективные причины. Главной среди них следует назвать прежде всего прогрессивную методологию Ломоносовского мышления.

Проблема выработки философского метода, адекватного новой картине мира, которая вырисовывалась на основе естественнонаучных данных в XVI-XVIII веках, требует особого рассмотрения. Будучи важной сама по себе, эта проблема должна быть поставлена здесь хотя бы потому, что ее рассмотрение, думается, помогает ответить на такой немаловажный вопрос: почему ни Феофан, ни Кантемир, ни, скажем, Тредиаковский несмотря на энциклопедичность их познаний и широту творческих устремлений не заняли в истории русской культуры того уникального места, которое по праву принадлежит Ломоносову, и только ему

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
МАМТ впервые проведет открытый балетный класс для всех желающих
Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые проведет для всех желающих открытый балетный класс, сообщает ТАСС.
Челябинец стал победителем чемпионата мира по граффити
Конкурс проходил в Москве Челябинец Тимур Абдуллаев стал победителем чемпионата мира по граффити, который проходил в Москве, об этом художник сообщил на своей странице в соцсети.
Кончаловский снимет фильм о событиях в Новочеркасске 1962 года
Фильм будет посвящен трагическим событиям в Новочеркасске в 1962 году. Исполнит главную роль Юлия Высоцкая.
Создатели «Улицы Сезам» подали в суд на кукольный боевик
Фильм поставил сын создателя кукол для «Улицы Сезам» Джима Хенсона Брайан. А его компания помогла спродюсировать «Убийство кукол».
Назван победитель литературной премии «Нацбест-2018»
Финал литературной премии «Нацбест-2018» прошел в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра.
Юрий Колокольников и Егор Корешков сыграют в экранизации романа «Мы»
В киноленте сыграют актеры Юрий Колокольников и Егор Корешков, на съёмки приглашена известная актриса Елена Подкаминская.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика