многих очевидных вещей. Например:
Положим, что при самом сильном морозе, под арктическим кругом, ударяется
сталь о кремень. Мигом выскочит искра, т. е. материя теплоты. Это ж
сколько разных причин надо выдумать, чтобы объяснить наличие теплотворной
материи под арктическим кругом, которая то никак себя не обнаруживает, то
вдруг мигом выскочит В конце своих заметок Ломоносов еще раз обращается к этой
пресловутой материи на этот раз, чтобы прямо противопоставить ошибочной
теории свое понимание теплоты: Животное тело непрерывно испускает теплоту, но
никогда не принимает ее в себя, следовательно, теплота не зависит от
сосредоточения посторонней материи, а есть некоторое состояние тела.
Параллельно с
конкретными
научными проблемами Ломоносов в своих заметках вновь и вновь обращается к
вопросам, связанным с методом. Он затрагивает их с разных точек зрения. В
высшей степени важным для Ломоносова был здесь тот аспект этих вопросов, в
котором наглядно проступала взаимозависимость метода и стиля
исследования, изложения
и поведения науки: Что касается тех мистических писателей, которые уклоняются
от сообщения своих знаний, то они с меньшим уроном для своего доброго имени и
с меньшей тягостью для своих читателей могли бы скрыть это учение, если бы
вовсе не писали книг, вместо того, чтобы писать плохие. Это ироническое
развенчание жреческого комплекса иных ученых основано все-таки на завидном
умении Ломоносова проникать во внутреннюю логику оппонентов. Лишь после такого
вот развенчания лжи изнутри он дает ей внешнюю оценку: Те, кто пишут
темно, либо
невольно выдают этим свое невежество, либо намеренно, но худо, скрывают его.
Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. Здесь Ломоносов из области
физики и корпускулярной философии уже переходит в область языка, и приведенные
только что слова напрямую соотносятся со слег дующим его высказыванием из
Российской
грамматики 1755: Тончайшие философские воображения и
рассуждения, многоразличные
естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в
человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И
ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, по недовольному своему
в нем искусству приписывать долженствуем.
К заметкам по
физике и
корпускулярной философии Ломоносов приложил план научных работ, в которых
намеревался развить замыслы и наблюдения, изложенные в заметках
конспективно. Первыми
и наиболее значительными из них для начального периода Ломоносовского творчества
стали Опыт теории о нечувствительных физических частицах тел и вообще о
причинах частных качеств, относящийся к концу 1744 года, Размышление о
причине теплоты и холода написано в 1744 году, опубликовано в 1747 году, О
действии химических растворителей вообще 1743. В этих работах Ломоносов
предпринимает успешную попытку привести в систему свое атомистическое
мировоззрение, поставив перед собой в качестве главной задачи сыскать причины
видимых свойств, в телах на поверхности происходящих, от внутреннего их
сложения.
В
ту пору, когда подавляющее
большинство физиков и химиков все, что было неясно из опытов, по
существу, почти
все явления объясняли гипотетическими тонкими жидкостями, неразличимыми и
невыделяемыми
ср. : материи теплоты, электричества, тяжести, света, Ломоносов придал
методу
философствования, основанному на атомах универсальное значение и именно через
его посредство дерзнул истолковать все многоразличные естественные свойства и
Перемены, бывающие в сем видимом строении мира. Материя, по
Ломоносову, состоит
из нечувствительных физических частиц то есть невидимых. Они, в свою очередь,
подразделяются на элементы то, что мы теперь называем атомами и корпускулы то,
что теперь называют молекулами. Здесь Ломоносов смотрел более чем на сто лет
вперед: только в 1860 году международный съезд химиков дал точные определения
атома и молекулы.
Ломоносов
доказывает, что тела
не могут ни действовать, ни противодействовать взаимно без движения, что
вообще никакое изменение не может произойти без движения. Движение бывает
трех видов: поступательное, колебательное и вращательное