lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 121


занимающихся полярных сполохов. Это не детальное научное описание северного сияния, но именно художественная картина его. Реальное явление здесь с самого начала растворено в переживании. Здесь, по сути, нет физической проблемы, есть проблема духовная. И хотя дальше Ломоносов задает книжникам вопросы, связанные с физикой, главное в них смятение души, во что бы то ни стало стремящейся к раскрытию тайны: разрешите же сомнение Скажите, что нас так метет

Ломоносову не нужно было синтезировать или соединять в своем творчестве науку и поэзию, ибо они у него еще не были разъединены. Ломоносовская мысль на редкость целостна и органична в самой себе. В ней стремление к познанию, нравственной свободе и красоте эти три главных движителя духа не механически совмещены, а химически связаны. Ломоносов выступил на историческую арену в ту пору, когда в России разделение единого потока общественного сознания на отдельные рукава только еще начиналось. Именно благодаря Ломоносову, его деятельности, мы можем говорить о поэзии, науке, философии и т. д. как отдельных, совершенно самостоятельных дисциплинах. Собственно, с Ломоносова этот процесс и начинался. Сам же он поэт и ученый, живописец и инженер, педагог и философ и т. д. и т. п. остался един во всех лицах.

Эта оригинальность Ломоносовской личности и ее места в культуре XVIII века имеет и общеевропейское основание. Ведь Россия как великая держава активно включилась в европейскую жизнь в ту пору, когда в культуре развитых стран Англии, Голландии, Франции процесс дифференциации, дробления общественного сознания шел уже полным ходом. Ньютон не писал стихов, Спиноза не создавал мозаичных картин, Мольер не налаживал технологии стекольного производства. Правда, Вольтер, например, пробовал, помимо поэзии и драматургии, заниматься философией, физикой, химией, другими науками, но в этих занятиях дальше популяризации чужих идей не пошел. Ломоносов же, в силу особенностей русской культурной ситуации начала XVIII века, должен был принять на себя выполнение всех тех задач, которые в дальнейшем решали уже разные специалисты в разных областях. Требования исторической необходимости в данном случае идеально совпали с потребностями духовного развития самого Ломоносова широта и величие исторических задач с широтой и величием его устремлений.

Поэзию Ломоносова уже самые ранние его произведения трудно понять в полной мере, опираясь на данные одной только историко-литературной науки. По типу личности Ломоносов весьма далек от своих европейских современников. Не с Вольтером и Попом его следовало б сопоставлять, а с великими деятелями Возрождения Леонардо да Винчи, Френсисом Бэконом и т. п. И если уж дело идет о Ломоносовской поэзии, то фигура, скажем, Джордано Бруно, в пламенных стихах выражавшего свое ощущение героического энтузиазма перед лицом неисследованной Вселенной, дерзкой мечтой устремившегося к иным мирам, по духу стоит гораздо ближе к нашему поэту.

Героический энтузиазм вот, пожалуй, наиболее верное определение той эмоциональной приподнятости, которую ощутил в себе Ломоносов, когда по возвращении из Германии писал: Сколь трудно полагать основания. . Я, однако, отваживаюсь на это. . . Это ощущение героического энтузиазма не покинуло Ломоносова в течение всей его жизни, чем бы он ни занимался. Точно так же, как никогда не покидало его понимание самобытности, уникальности того дела, которое он отстаивал и претворял в жизнь как представитель русской культуры. То же самое можно сказать и о единстве, органичности его необъятных творческих устремлений личность его всегда была цельной.

Есть непреложный закон в поэзии. Если поэт как человек достаточно глубок и содержателен, если он прочно связан со своим временем, если он в раздумьях над коренными вопросами бытия умеет прийти к своим выводам, это рано или поздно воплощается в его творчестве в каком-то излюбленном образе, который с различными видоизменениями переходит из стихотворения в стихотворение, в некий сквозной символ его поэзии, в котором самобытность художника выражается предельно последовательно и полно.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Глеб Панфилов экранизирует «Один день Ивана Денисовича»
Режиссер Глеб Панфилов снимет фильм «Один день Ивана Денисовича» по одноименному рассказу Александра Солженицына. Об этом сообщила вдова писателя Наталья Солженицына, передает «Интерфакс».
Захарова показала фото со съемок сериала про МИД
Официальный представитель МИД России Мария Захарова показала фотографии со съемок сериала "Оптимисты" в своем фейсбуке. Сериал выходит в понедельник, 24 апреля, на канале "Россия 1". Он рассказывает о внешнеполитическом ведомстве 1960-х годов.
Северяне завоевали три медали на молодёжных Дельфийских играх
Добавим, что в прошлом года на молодёжном всероссийском фестивале Поморье представляла делегация из 73 северян: они завоевали две серебряные, одну бронзовую медали, а также пять специальных дипломов.
Марка Senova представила в Шанхае седаны и паркетник
На проходящем в Шанхае автосалоне компания представила две новые модели: кроссовер Senova X55 и седан D50, а поддержал интерес публики к стенду концепт OFFspace D70.
Киркоров и Тимати забыли старые обиды и сняли совместный клип
Справка "СП" Филипп Киркоров и Тимати поссорились в 2012 году на почве обсуждения премии "Муз-ТВ". Тимати тогда ответил экс-мужу Аллы Пугачевой цитатой из песни-мема «давай до свидания!», впоследствии записав целый клип под таким названием и запустив аналогичный хештег.
В Ярославле открылся Молодёжный фестиваль «Будущее театральной России»
В Волковском театре прошла церемония открытия фестиваля «Будущее театральной России».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика