lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 154


Как мы помним, Миллер советовал Ломоносову расширить Риторику за счет примеров из новейших авторов. Но Ломоносов, надо отдать должное его вкусу, не откликнулся на этот совет. Он включил в Риторику отрывки только из двух новейших проповедников: француза Валантена-Эспри Флешью 1630-1710 и немца Иоганна-Лоренца Мосгейма 1693-1755. В остальном весь иллюстративный ряд представлен стихами и прозой Ломоносова либо стихами и прозой старых писателей в переводах Ломоносова. Около ста авторов упомянуто, осмыслено, процитировано в Риторике. Это был настоящий пир разума для русских читателей. С ними по-русски беседовали греки Гомер и Гесиод, Лакей и Сафо, Пифагор и Гераклит, Платон и Аристотель, Эзоп и Пиндар, Геродот и Плутарх, Анакреон и Феокрит, римляне Цицерон и Корнелей Шепот, Плавит и Терентий, Папулей и Гораций. Вергилий и Овидий, Сенека-старший и Сенека-младший, Лукреций и Марциал, Тит Ливии и Тацит, Плиний-старший и Плиний-младший, Петронис и Светиной, Квинтилиан и Ювенал, византийцы Григорий Назанзин и Иоанн Златоуст, Андрей Критский и Иоанн Дамаски, португалец Камоэнс, итальянец Матфеи, шотландец Барклай, французы Лафонтен и Бухало и многие-многие другие писатели.

Но самое главное, весь этот богатейший материал был подчинен единой идее теоретической и практической одновременно, долженствующей внести строй в мысли русского человека и в их изложение.

Красноречие, по Ломоносову, есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Для овладения этим искусством требуются пять следующих следствий: первое природные дарования, второе наука, трете подражание авторов, четвертое упражнение в сочинении, пятое знание других наук. Требование подражать авторам менее всего преследует цель подавления творческой индивидуальности обучающегося. Ломоносов специально подчеркивает: Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. То есть: не копировать слепо приемы образцовых ораторов, а подражать им в трудолюбии, в постоянном совершенствовании своего мастерства. От беспрестанного упражнения, продолжает Ломоносов, возросло красноречие древних великих витий. . . Того ради надлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на доне правила и чтение авторов. . . Ни о каком призыве к подражательству в отрицательном смысле не может быть и речи. Именно от него и предостерегает Ломоносов.

Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете из этого общего определения предмета риторики следует, что ежели кто имеет большее познание настоящих и пришедших вещей, то есть чем искуснее в науках, у того большее есть изобилие материи к красноречию. Рассказать обо всех известных в свете вещах можно прозой и стихами. Риторика предписывает правила обоим этим видам устной и письменной речи.

По замыслу Ломоносова, весь труд в окончательном виде должен был составить три книги: Риторику, Ораторию а Поэзию. Напечатана была только первая часть Риторика, то есть учение о красноречии вообще, соколику оно до прозы и до стихов касается. Что касается Оратории наставления к сочинению речей в прозе и Поэзии о стихотворстве учении, то Ломоносов напряженно работал над ними, о чем свидетельствуют его академические отчеты, но никаких рукописей этих произведений не сохранилось. Впрочем, и то, что было завершено, неизмеримо подвинуло вперед дело по созданию литературной нормы русского языка, повысило культуру в частности, дисциплину мышления широкого круга русских людей.

Риторика состояла из трех частей, в которых излагались: 1. учение об изобретении, 2. учение об украшении, 3. учение о расположении.

Под изобретением Ломоносов понимал собрание разных идей, пристойных прилагаемой материи. Далее следовали простые и ясные определения: Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем. . . Идеи подразделялись на простые и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Большой театр готовит около десяти премьер в новом сезоне
Около 10 премьер ожидается в новом 242-м сезоне Большого театра, который откроется балетом "Забытая земля" на музыку Бриттена и оперой Генделя "Альцина", об этом сообщил на пресс-конференции в четверг гендиректор ГАБТа Владимир Урин.
Путин подарил Калягину на юбилей книгу о Бразилии
В качестве подарка Владимир Путин преподнес артисту книгу о первой российской экспедиции в Бразилию. Президент также отметил вклад Калягина в сохранение традиций отечественного искусства и пожелал ему здоровья. Накануне Путин вручил Калягину орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Гитарист The Rolling Stones Ронни Вуд перенес операцию на легком
Врачи сделали гитаристу британских рокеров The Rolling Stones Ронни Вуду операцию на поврежденном легком. Состояние 69-летнего музыканта оценивается как удовлетворительное.
Мединский отказался комментировать обыск в «Гоголь-центре»
Как сообщает Life, прокомментировать эти события журналисты попросили его на фестивале «Интермузей». Мединский отказался от комментариев, пояснив, что отвлекаться от «Интермузея» было бы неуместно.
Путин поздравил Калягина с 75-летним юбилеем
Президент РФ отметил щедрый талант и вдохновенный творческий труд художественного руководителя московского театра Et Cetera Президент России Владимир Путин поздравил с 75-летним юбилеем народного артиста РФ, художественного руководителя московского театра Et Cetera Александра Калягина.
«Гениальный артист»: коллеги поздравляют Александра Калягина с юбилеем
Вспомнил об этом сегодня и Владимир Путин, который подарил артисту книгу — отчет о первой экспедиции в Бразилию. Калягин в свою очередь пригласил президента в свой театр Et Сetera на премьеру нового спектакля «Ревизор». Народный артист сыграет в нем Хлестакова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика