lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 154


Как мы помним, Миллер советовал Ломоносову расширить Риторику за счет примеров из новейших авторов. Но Ломоносов, надо отдать должное его вкусу, не откликнулся на этот совет. Он включил в Риторику отрывки только из двух новейших проповедников: француза Валантена-Эспри Флешью 1630-1710 и немца Иоганна-Лоренца Мосгейма 1693-1755. В остальном весь иллюстративный ряд представлен стихами и прозой Ломоносова либо стихами и прозой старых писателей в переводах Ломоносова. Около ста авторов упомянуто, осмыслено, процитировано в Риторике. Это был настоящий пир разума для русских читателей. С ними по-русски беседовали греки Гомер и Гесиод, Лакей и Сафо, Пифагор и Гераклит, Платон и Аристотель, Эзоп и Пиндар, Геродот и Плутарх, Анакреон и Феокрит, римляне Цицерон и Корнелей Шепот, Плавит и Терентий, Папулей и Гораций. Вергилий и Овидий, Сенека-старший и Сенека-младший, Лукреций и Марциал, Тит Ливии и Тацит, Плиний-старший и Плиний-младший, Петронис и Светиной, Квинтилиан и Ювенал, византийцы Григорий Назанзин и Иоанн Златоуст, Андрей Критский и Иоанн Дамаски, португалец Камоэнс, итальянец Матфеи, шотландец Барклай, французы Лафонтен и Бухало и многие-многие другие писатели.

Но самое главное, весь этот богатейший материал был подчинен единой идее теоретической и практической одновременно, долженствующей внести строй в мысли русского человека и в их изложение.

Красноречие, по Ломоносову, есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Для овладения этим искусством требуются пять следующих следствий: первое природные дарования, второе наука, трете подражание авторов, четвертое упражнение в сочинении, пятое знание других наук. Требование подражать авторам менее всего преследует цель подавления творческой индивидуальности обучающегося. Ломоносов специально подчеркивает: Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. То есть: не копировать слепо приемы образцовых ораторов, а подражать им в трудолюбии, в постоянном совершенствовании своего мастерства. От беспрестанного упражнения, продолжает Ломоносов, возросло красноречие древних великих витий. . . Того ради надлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на доне правила и чтение авторов. . . Ни о каком призыве к подражательству в отрицательном смысле не может быть и речи. Именно от него и предостерегает Ломоносов.

Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете из этого общего определения предмета риторики следует, что ежели кто имеет большее познание настоящих и пришедших вещей, то есть чем искуснее в науках, у того большее есть изобилие материи к красноречию. Рассказать обо всех известных в свете вещах можно прозой и стихами. Риторика предписывает правила обоим этим видам устной и письменной речи.

По замыслу Ломоносова, весь труд в окончательном виде должен был составить три книги: Риторику, Ораторию а Поэзию. Напечатана была только первая часть Риторика, то есть учение о красноречии вообще, соколику оно до прозы и до стихов касается. Что касается Оратории наставления к сочинению речей в прозе и Поэзии о стихотворстве учении, то Ломоносов напряженно работал над ними, о чем свидетельствуют его академические отчеты, но никаких рукописей этих произведений не сохранилось. Впрочем, и то, что было завершено, неизмеримо подвинуло вперед дело по созданию литературной нормы русского языка, повысило культуру в частности, дисциплину мышления широкого круга русских людей.

Риторика состояла из трех частей, в которых излагались: 1. учение об изобретении, 2. учение об украшении, 3. учение о расположении.

Под изобретением Ломоносов понимал собрание разных идей, пристойных прилагаемой материи. Далее следовали простые и ясные определения: Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем. . . Идеи подразделялись на простые и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
МАМТ впервые проведет открытый балетный класс для всех желающих
Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые проведет для всех желающих открытый балетный класс, сообщает ТАСС.
Челябинец стал победителем чемпионата мира по граффити
Конкурс проходил в Москве Челябинец Тимур Абдуллаев стал победителем чемпионата мира по граффити, который проходил в Москве, об этом художник сообщил на своей странице в соцсети.
Кончаловский снимет фильм о событиях в Новочеркасске 1962 года
Фильм будет посвящен трагическим событиям в Новочеркасске в 1962 году. Исполнит главную роль Юлия Высоцкая.
Создатели «Улицы Сезам» подали в суд на кукольный боевик
Фильм поставил сын создателя кукол для «Улицы Сезам» Джима Хенсона Брайан. А его компания помогла спродюсировать «Убийство кукол».
Назван победитель литературной премии «Нацбест-2018»
Финал литературной премии «Нацбест-2018» прошел в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра.
Юрий Колокольников и Егор Корешков сыграют в экранизации романа «Мы»
В киноленте сыграют актеры Юрий Колокольников и Егор Корешков, на съёмки приглашена известная актриса Елена Подкаминская.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика