lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 163


самобытности римского подлинника. Как достоверна эта спокойная уверенность великого римлянина во всемирном смысле всего содеянного им Как исторически-конкретен образ славы поэта, вырастающий на реальной основе военно-экспансионистских представлений Римской империи И как не случайно то, что Ломоносов выбрал у Горация именно это стихотворение, написанное в ту пору, когда громадная эпоха в истории мировой цивилизации завершалась грандиозно, кроваво, конвульсивно и должна была уступить дорогу новому жизнепониманию, новому отношению к человеку Ведь недавно происшедший переворот всего жизненного уклада России, огромной страны которая сама по себе и географически и культурно есть целый мир, являлся, если так можно выразиться, соавтором Ломоносова и в выборе и в переводе этого стихотворения.

Вот почему несмотря на то, что Ломоносовское стихотворение представляет собою перевод, близкий к подлиннику, в нем есть несколько намеков на чисто русскую действительность. Авфид Нева, Давнус царствовал в простом народе Петр I, весть в Италию стихи Эольски и т. д. намек на стихотворную реформу, завершенную Ломоносовым, беззнатный род вновь Ломоносовская черта. Все стихотворение, не порывая связей с античностью, в принципе могло восприниматься как русское. В нем уже заключена возможность иных, собственно русских, вариаций на тему итоговой самооценки поэта с общенациональной или всемирной точки зрения. Но для того чтобы разглядеть в Ломоносовском стихотворении эту возможность, надо было обладать таким же, как у него, высоким чувством поэтического достоинства, происходящим от глубокого понимания исторических судеб своей страны, ее места в судьбах человечества, а также от ощущения своей совершенной слиянности с нею, Только два величайших наших гения дерзнули развить, претворить в действительность то, что в Ломоносовском стихотворении содержалось как возможность. Державин русифицировал в своем Памятнике почти все римские реалии оставив от Горация только пирамиды, металлы, втер, времени полет да и то в свободном пересказе, а не в точном переводе, и, как говорили в XVIII веке, склонил на русские нравы весь идейный и эмоциональный пафос римской оды. Пушкинский Памятник, русский от начала до конца, но принадлежащий уже всему человечеству, завершил развитие этой темы в нашей классической поэзии хотя попытки в данном направлении предпринимались и в дальнейшем но оригинального ничего не было создано Non exegi monumentum Г. С. Батенькова Памятник В. Я. Брюсова, конечно же, не в счет.

Так или иначе, Ломоносов, одновременно с великими открытиями в естествознании и с началом не менее грандиозной работы по упорядочению языка то есть самого механизма мышления, к концу 1740-х годов и в поэзии своей вполне закрепляет за собой миссию основоположника, избранника, причем мысль об этом получает у него четкое, рельефное, в точном смысле слова монументальное воплощение.

Учение о расположении идей, сформулированное в Риторике, не было просто данью риторической традиции оно отражало насущную потребность собственно Ломоносовского творческого развития. Организующее или, говоря иначе, инженерно-архитектурное свойство Ломоносовской мысли получало теоретическое обоснование в положениях автора Риторики об остроумии, которое определялось как соображение плюс рассуждение то есть ассоциативное мышление, результаты которого подвержены разумному истолкованию.

Дело теперь стояло за воплощением собственных теоретических установок в своем же поэтическом творчестве. Ломоносов был не из тех гениев, которые не ведают, что творят, подчиняясь неконтролируемым силам в себе, наитию, что ли. Представить себя как изумлена в мечтании он мог. И мог как никто. Но именно представить. Сознание своей исключительности, так мощно проявившееся в его лирике, неотделимо в Ломоносове от сознания ответственности перед своей исключительностью. В поэзии Ломоносов представлял собою такого избранника, который и сам умеет избирать. Конечно же, он был стихиен в своей гениальности, но он умел заключать свою гениальную стихию в стройные

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика