lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 174


противопоставляет себя им, и тема вражды в каком бы то ни было виде здесь отсутствует. И хотя он по-прежнему одинок, в его одиночестве уже нет слепого отчаяния и безысходности необходимость этого одиночества вполне осознана им. Он понимает, что он выше простых смертных, но в нем живет жгучая потребность поделиться с ними тем многим, что есть у него: он как бы приглашает их с собой в путешествие по бескрайним просторам знания, открывшегося ему Когда бы смертным толь высоко возможно было взлететь. . . и т. д. . Обремененный тайнами, которые ему открыла в природе ее высшая зиждущая сила Творец, осужденный жить среди людей, не понимающих его, он ждет и в принципе не теряет надежды, что будет понят. Больше того: он на это рассчитывает и потому ставит перед смертными вопросы, вопросы, вопросы Вечернее размышление. . . . . . Процесс его становления закончился он вышел со словом истины к людям.

В полном соответствии с поэтической онтологией духовных од развивается и имманентная им этическая концепция. В основе ее лежит идея духовной свободы человека, вернее его духовного освобождения. Сначала мир человеческих отношений дан в антиномичном противостоянии двух линий добра и зла грешных и праведных. Недифференцированность этих понятий обрекает лирического героя на безвыходность в решении мировой дилеммы: добро или зло Он всецело на стороне праведников, но присущая ему потребность в свободном нравственном суждении не позволяет ему деспотически проводить свою точку зрения, решить проблему в одностороннем порядке. Возникает новое отношение к добру и злу: пассивная добродетель, наравне с пороком, уже не удовлетворяет лирического героя. Конечный вывод, к которому приходит он, это мысль о том, что освобождение человека происходит лишь в деятельном познании мировых закономерностей. В противном случае даже самый добродетельный человек не более как слабый смертный.

 

Второй раздел первой книги собрания сочинений, как уже говорилось, состоял из торжественных и похвальных од. Торжественные были посвящены знаменательным дням из жизни Елизаветы восшествия на престол, рождения, похвальные знаменательным дням из жизни великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. О некоторых из этих од разговор уже шел в своем месте ода 1742 года Елизавете, оды 1742-го и 1743 года Петру Федоровичу, охтинская ода. Но до сих пор мы имели с ними дело как с отдельными произведениями, по мере их написания. Теперь же, собранные вместе, дополненные одами 17461751 годов и помещенные вслед за Одами духовными, они неизбежно предстают перед нами в новом качестве.

Теперь это уже не просто и не только стихотворения на случай. Теперь это грандиозная программа просветительских преобразований, принадлежащая поэту, чей дух прошел через горнило сомнений, даже отчаяния, и закалился, укрепив в себе веру в существование непреложного универсального закона, постижение которого, он это знает, является родовой задачей человечества. Только в свете этого закона становится ясным то место, которое занимает поэт в человеческом мире, изображенном на страницах торжественных и похвальных од. Мир этот весь в противоборстве людей с темными силами природы, правды с ложью, добра со злом, человеколюбия с человеконенавистничеством. Поэт обращается к миру, говоря словами Д. В. Веневитинова,

 

С дарами выспренних уроков, С глаголом неба на земле.

 

Все это необходимо учитывать, вникая в идейное содержание и гражданский пафос второй части. Уже само название жанра торжественные и похвальные оды заставляет задуматься над спецификой Ломоносовской гражданственности. Ломоносов как поэт-гражданин занимает особое место в русской поэзии. Мы приучены традицией к тому, что гражданственность начинается с обличения социальных и нравственных пороков, что

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Режиссером нового фильма о Джеймсе Бонде станет Кэри Фукунага
Кэри Фукунага станет режиссером нового фильма из цикла о Джеймсе Бонде. Съемки должны начаться в марте 2019 года.
Новая песня Эминема побила рекорд по просмотрам на YouTube за сутки
Новый трек Эминема "Killshot" за сутки собрал на YouTube более 38 миллионов просмотров, побив рекорд среди хип-хоп-композиций, сообщает Billboard.
Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ «Космического джема»
Атакующий защитник «Буллс» Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ знаменитого комедийного фильма 1996 года «Космический Джем» с Майклом Джорданом в главной роли.
Киркоров с Басковым извинились за клип «Ибица»
Артисты читают рэп в громоздких костюмах дизлайков и извиняются перед своими фанатками за клип «Ибица».
Умер выдающийся афроамериканский хореограф Артур Митчелл
Митчелл был первым афроамериканским солистом знаменитой балетной труппы «Нью-Йорк Сити балет». Хореографией он занялся в 1969 году.
В Русском музее покажут шедевры Кандинского, Шагала и Филонова
Наряду с работами Василия Кандинского, Марка Шагала и Павла Филонова, показаны менее известные работы их коллег из различных художественных объединений.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика