страстное отрицание зла
составляет самую суть ее. Однако Ломоносов не писал в отличие от Кантемира или,
скажем, Сумарокова сатир. У него вместилищем гражданственности стала именно
похвальная ода.
Созидание благо, разрушение зло.
Такова общая мировоззренческая установка Ломоносова. Он менее всего был
склонен отрицать нечто в окружающей действительности с позиции своего идеала:
он самый идеал стремился утвердить. Это и только это должно было стать
действительным, плодотворным отрицанием существующего в обществе зла. Одно
лишь обличение социальных противоречий, одно лишь остроумное осмеяние порока
не могло удовлетворить Ломоносова. Ему необходимо было положительное
претворение в жизнь его грандиозных замыслов. Могут возразить, что ведь можно
же и средствами сатиры, и через остроумное осмеяние, так сказать, методом
от противного утверждать идеал. Однако ж такое утверждение идеала страдало в
глазах Ломоносова одним существенным недостатком: оно убедительно и впечатляюще
показывало, как не надо жить, и не давало ясного понятия о том, как
жить надо.
Ленин писал в Философских тетрадях: Остроумие схватывает
противоречие, высказывает
его, приводит вещи в отношения друг к другу заставляет понятие светиться через
противоречие, но не выражает понятия вещей и
их отношений.
6
Ломоносов, конечно же, не
отвергал сатиру достаточно вспомнить убийственно саркастический Гимн
бороде, высмеивающий
церковников, где он дал исключительный по силе воздействия на общество образец
истинно сатирической поэзии. Просто в его гражданской позиции пафос
утверждения преобладал над пафосом отрицания. Дело в том, что социальный
идеал его был в высшей степени демократичен и учитывал интересы не только
привилегированных сословий, но и народных
низов. Сумароков, например, исходил
из того, что просвещать следует, прежде всего, истинных сынов отечества, то
есть дворян, а уж они, просветившись и поставив превыше всего
общегосударственную пользу, сами позаботятся о других сословиях. Ломоносов в
принципе отвергал подобный подход, в котором все строилось на признании
общественной и культурной неполноценности подлого народа. Просвещение всего
народа, об исключительной важности которого не уставал твердить
Ломоносов, было
настолько грандиозной и актуальной задачей, что он попросту не мог позволить
себе роскошь решать ее способом от противного. Необходимо было скорейшее
претворение идей в жизнь.
Не исключено, что
в
прохладном отношении Ломоносова к сатирическому освоению действительности
сказалось и его мужицкое происхождение над которым, кстати, постоянно
иронизировал тот же Сумароков. В народной среде, конечно же, любили и
веселую шутку, и злое словцо. Но на досуге. Когда идет работа, когда дело
делается, шутнику если он вздумает в это время отвлечь всех язвительными
частушками и прибаутками может сильно не поздоровиться.
6
Ленин В. И. Поли. собр. соч.
, т. 28, с. 129.
Почти все русские поэты
XVIII
века считали свое творчество не только фактом собственной духовной
биографии, но
и делом государственной важности. Того требовало время. Тредиаковский, к
примеру, из последних сил старался доказать, что все его творчество насущно
необходимо России. А это не всегда соответствовало
действительности. Россия, например,
не нуждалась в той прокрустовой системе правописания орографии, которую он
предлагал ввести. Однако ж Тредиаковский ни на минуту не мог допустить мысли о
ее общественной бесполезности и самый отказ следовать ей воспринимал едва ли не
как досадный просчет во внутренней политике России. Также и Сумароков каждую
свою оду рассматривал не больше не меньше как очередной законопроект, выносимый
дворянством на утверждение государыни, а сатиру или басню как судебный вердикт,
наказывающий носителей тех или иных пороков то есть людей, ведущих себя
антиобщественно. Отсюда его борьба на грани исступления за то, чтобы
общество жило в соответствии с его,