lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 175


страстное отрицание зла составляет самую суть ее. Однако Ломоносов не писал в отличие от Кантемира или, скажем, Сумарокова сатир. У него вместилищем гражданственности стала именно похвальная ода.

Созидание благо, разрушение зло. Такова общая мировоззренческая установка Ломоносова. Он менее всего был склонен отрицать нечто в окружающей действительности с позиции своего идеала: он самый идеал стремился утвердить. Это и только это должно было стать действительным, плодотворным отрицанием существующего в обществе зла. Одно лишь обличение социальных противоречий, одно лишь остроумное осмеяние порока не могло удовлетворить Ломоносова. Ему необходимо было положительное претворение в жизнь его грандиозных замыслов. Могут возразить, что ведь можно же и средствами сатиры, и через остроумное осмеяние, так сказать, методом от противного утверждать идеал. Однако ж такое утверждение идеала страдало в глазах Ломоносова одним существенным недостатком: оно убедительно и впечатляюще показывало, как не надо жить, и не давало ясного понятия о том, как жить надо. Ленин писал в Философских тетрадях: Остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещи в отношения друг к другу заставляет понятие светиться через противоречие, но не выражает понятия вещей и

их отношений. 6

Ломоносов, конечно же, не отвергал сатиру достаточно вспомнить убийственно саркастический Гимн бороде, высмеивающий церковников, где он дал исключительный по силе воздействия на общество образец истинно сатирической поэзии. Просто в его гражданской позиции пафос утверждения преобладал над пафосом отрицания. Дело в том, что социальный идеал его был в высшей степени демократичен и учитывал интересы не только привилегированных сословий, но и народных низов. Сумароков, например, исходил из того, что просвещать следует, прежде всего, истинных сынов отечества, то есть дворян, а уж они, просветившись и поставив превыше всего общегосударственную пользу, сами позаботятся о других сословиях. Ломоносов в принципе отвергал подобный подход, в котором все строилось на признании общественной и культурной неполноценности подлого народа. Просвещение всего народа, об исключительной важности которого не уставал твердить Ломоносов, было настолько грандиозной и актуальной задачей, что он попросту не мог позволить себе роскошь решать ее способом от противного. Необходимо было скорейшее претворение идей в жизнь.

Не исключено, что в прохладном отношении Ломоносова к сатирическому освоению действительности сказалось и его мужицкое происхождение над которым, кстати, постоянно иронизировал тот же Сумароков. В народной среде, конечно же, любили и веселую шутку, и злое словцо. Но на досуге. Когда идет работа, когда дело делается, шутнику если он вздумает в это время отвлечь всех язвительными частушками и прибаутками может сильно не поздоровиться.

6 Ленин В. И. Поли. собр. соч. , т. 28, с. 129.


Почти все русские поэты XVIII века считали свое творчество не только фактом собственной духовной биографии, но и делом государственной важности. Того требовало время. Тредиаковский, к примеру, из последних сил старался доказать, что все его творчество насущно необходимо России. А это не всегда соответствовало действительности. Россия, например, не нуждалась в той прокрустовой системе правописания орографии, которую он предлагал ввести. Однако ж Тредиаковский ни на минуту не мог допустить мысли о ее общественной бесполезности и самый отказ следовать ей воспринимал едва ли не как досадный просчет во внутренней политике России. Также и Сумароков каждую свою оду рассматривал не больше не меньше как очередной законопроект, выносимый дворянством на утверждение государыни, а сатиру или басню как судебный вердикт, наказывающий носителей тех или иных пороков то есть людей, ведущих себя антиобщественно. Отсюда его борьба на грани исступления за то, чтобы общество жило в соответствии с его,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Макс Покровский рассказал о новом клипе
Лидер российской рок-группы «Ногу свело» Максим Покровский на «НАШЕМ радио» рассказал о релизе нового клипа на песню «Самолеты-поезда».
Составлен рейтинг самых неинтересных супергероев «Мстителей»
Худшим персонажем во вселенной Marvel признан Воитель, роль которого сыграл актер Дон Чидл. "Представьте себе Железного человека, только без предыстории и юмора", — описали победителя антирейтинга в издании The Independent.
Сергей Лазарев решил не брать сына на «Евровидение»
Напомним, что в 2016 году певец уже выступал на конкурсе и тогда занял третье место. В этом году «Евровидение» пройдет в Тель-Авиве в период с 14 по 18 мая. Сергей Лазарев выступит во втором полуфинале 16 мая под тринадцатым номером.
Александр Беглов поздравил театр марионеток Деммени со 100-летием
Первый кукольный театр России отмечает 100-летний юбилей. Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил коллектив театра со знаменательной датой. Глава города отметил, что история театра начиналась в трудные времена.
«ВКонтакте» на 15 минут заблокирует половину пользователей
Флешмоб назван «щелчок Таноса». Половина пользователей «превратится в прах», а точнее будет заблокирована. Но переживать не нужно, люди не потеряют свои странички безвозвратно — блокировка будет длиться лишь 15 минут.
Рита Ора ищет и находит Пикачу в новом клипе
Рита Ора выпустила клип на совместную с Kygo песню "Carry On". В ролике кадры с поющей артисткой перемежаются сценами из фильма "Детектив Пикачу", где она сыграла одну из главных ролей — детектива, который охотится за жёлтым зверьком.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика