lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 175


страстное отрицание зла составляет самую суть ее. Однако Ломоносов не писал в отличие от Кантемира или, скажем, Сумарокова сатир. У него вместилищем гражданственности стала именно похвальная ода.

Созидание благо, разрушение зло. Такова общая мировоззренческая установка Ломоносова. Он менее всего был склонен отрицать нечто в окружающей действительности с позиции своего идеала: он самый идеал стремился утвердить. Это и только это должно было стать действительным, плодотворным отрицанием существующего в обществе зла. Одно лишь обличение социальных противоречий, одно лишь остроумное осмеяние порока не могло удовлетворить Ломоносова. Ему необходимо было положительное претворение в жизнь его грандиозных замыслов. Могут возразить, что ведь можно же и средствами сатиры, и через остроумное осмеяние, так сказать, методом от противного утверждать идеал. Однако ж такое утверждение идеала страдало в глазах Ломоносова одним существенным недостатком: оно убедительно и впечатляюще показывало, как не надо жить, и не давало ясного понятия о том, как жить надо. Ленин писал в Философских тетрадях: Остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещи в отношения друг к другу заставляет понятие светиться через противоречие, но не выражает понятия вещей и

их отношений. 6

Ломоносов, конечно же, не отвергал сатиру достаточно вспомнить убийственно саркастический Гимн бороде, высмеивающий церковников, где он дал исключительный по силе воздействия на общество образец истинно сатирической поэзии. Просто в его гражданской позиции пафос утверждения преобладал над пафосом отрицания. Дело в том, что социальный идеал его был в высшей степени демократичен и учитывал интересы не только привилегированных сословий, но и народных низов. Сумароков, например, исходил из того, что просвещать следует, прежде всего, истинных сынов отечества, то есть дворян, а уж они, просветившись и поставив превыше всего общегосударственную пользу, сами позаботятся о других сословиях. Ломоносов в принципе отвергал подобный подход, в котором все строилось на признании общественной и культурной неполноценности подлого народа. Просвещение всего народа, об исключительной важности которого не уставал твердить Ломоносов, было настолько грандиозной и актуальной задачей, что он попросту не мог позволить себе роскошь решать ее способом от противного. Необходимо было скорейшее претворение идей в жизнь.

Не исключено, что в прохладном отношении Ломоносова к сатирическому освоению действительности сказалось и его мужицкое происхождение над которым, кстати, постоянно иронизировал тот же Сумароков. В народной среде, конечно же, любили и веселую шутку, и злое словцо. Но на досуге. Когда идет работа, когда дело делается, шутнику если он вздумает в это время отвлечь всех язвительными частушками и прибаутками может сильно не поздоровиться.

6 Ленин В. И. Поли. собр. соч. , т. 28, с. 129.


Почти все русские поэты XVIII века считали свое творчество не только фактом собственной духовной биографии, но и делом государственной важности. Того требовало время. Тредиаковский, к примеру, из последних сил старался доказать, что все его творчество насущно необходимо России. А это не всегда соответствовало действительности. Россия, например, не нуждалась в той прокрустовой системе правописания орографии, которую он предлагал ввести. Однако ж Тредиаковский ни на минуту не мог допустить мысли о ее общественной бесполезности и самый отказ следовать ей воспринимал едва ли не как досадный просчет во внутренней политике России. Также и Сумароков каждую свою оду рассматривал не больше не меньше как очередной законопроект, выносимый дворянством на утверждение государыни, а сатиру или басню как судебный вердикт, наказывающий носителей тех или иных пороков то есть людей, ведущих себя антиобщественно. Отсюда его борьба на грани исступления за то, чтобы общество жило в соответствии с его,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Екатеринбург пережил самую музыкальную ночь в году. Как это было
Исполнить песни из популярных советских фильмов решились даже политики, чиновники и бизнесмены.
Драгоценности Бонни и Клайда выставлены на аукцион
Наиболее ожидаемыми лотами станут музыкальная композиция «Юмореска» написанная в тюрьме гангстером Аль Капоне, письмо криминального босса Джона Готти, а также ювелирные украшения знаменитых грабителей Бонни и Клайда. В 2012 году уже проходил подобный аукцион.
В Пулковском парке начался Geek Picnic
Международный фестиваль науки, искусства и технологий Geek Picnic начался сегодня в Пулковском парке. Проект, начатый группой энтузиастов в 2011 году, за эти годы превратился в грандиозный open air фестиваль, который собирает гостей со всего мира.
24 июня на Поклонной горе в Москве пройдет фестиваль «Игра престолов»
Канал РЕН ТВ организовал в Москве второй фестиваль, посвященный нашумевшему сериалу «Игра престолов». Мероприятие состоится 24 июня в парке Победы, расположенном на Поклонной горе.
Рэп-баттл Ивана Урганта и Сергея Шнурова набирает популярность в Сети
Совместный рэп-батл Сергея Шнурова и Ивана Урганта стает все популярнее на Versus. Буквально на протяжении часа после публикации ролик просмотрели более 500 гостей. Иван Ургант вместе с лидером «Ленинграда» Сергеем Шнуровым решили сойтись в словесном сражении в рамках Versus-баттла.
Джоан Роулинг рассказала о существовании другого Гарри Поттера
Как сообщила мировой общественности известна британская писательница Джоан Роулинг, помимо главного героя поттерианы в саге существовал еще один персонаж с именем Гарри Поттер. Интервью автора бестселлера опубликованно на сайте Pottermore.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика