lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 231


убежденным проповедником воспринятого во Франции рационалистического подхода ко всем нормам языка, в частности, к орфографическим. Он основывается на том соображении, что умеющий человек несколько чужих языков знает, что в каждом языке живущем есть два способа, как им говорить. Первый употребляют люди, знающие силу в своем языке; а другой в употреблении у подлости и крестьян. Нормой, по убеждению Тредиаковского, должно стать употребление умеющего человека. Он пишет: . . . я объявляю, что то токмо употребление, которое у большей и искуснейшей части людей, есть точно мною рожденное; а подлое, которое не токмо меня, но и имени моего не разумеет, есть не употребление, но заблуждение, которому родней отец есть незнание. Ломоносов же в подобных случаях исходил не из обыкновений, принятых в изрядной компании, а из речевой практики всех слоев народа, и одна из самых регулярных ссылок, проводимых в Ломоносовской грамматике ссылка на то как все говорят.

Таким образом, две лингвистические крайности предстояло преодолеть Ломоносову в Российской грамматике, с одной стороны, наивный эмпиризм Смотрицкого и его последователей, а с другой гипертрофированный рационализм французских теоретиков и их последователей. Он блестяще справился с этой задачей, полагаясь на свою совершенно удивительную языковую интуицию, помноженную на отличное знание древних, западноевропейских, славянских и восточных языков, но самое главное на уважительное, исследовательские бережное отношение к родному языку, к внутренней логике его развития. Единственный путь создания языковой нормы не предписывать законы языку, а выявлять их в языке. Вот что примерно стоит за Ломоносовской установкой на то, как все говорят.

Кстати, Российская грамматика написана на редкость ясным и внятным языком в отличие от книги Смотрицкого и филологических сочинений Тредиаковского. Это пособие в прямом смысле слова. Оно состоит из шести глав или наставлений: Наставление первое. О человеческом слове вообще, Наставление второе. О чтении и правописании российском, Наставление трете. О имени, Наставление четвертое. О глаголе, Наставление пятое. О вспомогательных или служебных частях слова, Наставление шестое. О сочинении частей слова в последнем случае речь идет, конечно же, не о словотворчестве, а о синтаксисе.

Не все выдержало проверку временем в конкретных лингвистических построениях Ломоносова. Так, например, он говорил о десяти временах русских глаголов кстати, глава о глаголе самая большая в сочинении. Но такую серьезную, с сегодняшней точки зрения, ошибку ни в коей мере нельзя относить на индивидуальный счет Ломоносова. Российская грамматика отражала объективное положение дел в русском языке: в ту пору в самом языке дифференциация форм времени и вида еще далека была от полного завершения. Ломоносов объяснял проникновение формы двойственного числа в русский язык обилием в Древней Руси переводов с греческого сейчас это объяснение выглядит наивным. Но форму двойственного кисла Ломоносов отвергал как чуждую грамматическому строю русских имен и в этом его заслуга Вот почему говоря о просчетах Российской грамматики необходимо постоянно иметь в виду, что все они лежат как бы на периферии Ломоносовской мысли где-то в области отдельных частностей На главном же направлении Ломоносов остается глубоко прав и по сию пору.

Впрочем, частности частностям рознь. В Российской грамматике в таком обилии разбросаны частные и глубоко верные наблюдения над живым народным словоупотреблением, свежие, чреватые глубоким лингвистическим смыслом примеры, что им не перестают удивляться языковеды вот уже более двухсот лет. Ломоносов на основе этих частностей и подробностей приходил к новаторским выводам, например, о том, что инфинитив может употребляться в значении повелительного наклонения быть по сему, что с добавлением частицы было тот же инфинитив имеет неопределенное значение Мне было говорить и т. д. Великий русский филолог XIX века Ф. И. Буслаев писал об этой стороне Российской грамматики: Эти подробности, впервые собранные из уст народа с необыкновенной проницательностью, ученою и артистическою тонкостью художника и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Кинотеатр в Новосибирске усилит охрану в день предпоказа «Матильды»
Кинотеатр «Люксор» в Новосибирске, где 22 сентября состоится предпремьерный показ фильма «Матильда» Алексея Учителя, усилит охрану и примет дополнительные меры безопасности.
Известный художник Никас Сафронов напишет портрет Минниханова
Известный российский художник Никас Сафронов рассказал, что планирует написать портрет президента Татарстана Рустама Минниханова, при этом он уже написал портрет мэра Казани Ильсура Метшина.
В Саратове начинается новый театральный сезон
Саратовский Театр оперы и балета открывает свой новый сезон. Об этом сегодня журналистам объявил директор учреждения Алексей Комаров.
Музыкант показал, как Агутин поет вместо Варум
Феофан, который хранит свое настоящее имя в секрете, с помощью специальной программы показал, что если понизить голос Варум на четыре полутона, то в итоге слушатель может наслаждаться звучанием голоса Агутина.
Олег Газманов представил новый клип «На закате плачет мачо»
Олег Газманов представил новый клип. Идею для видео на песню "На закате плачет мачо" певцу подала супруга.
Две саратовчанки попали в полуфинал конкурса «Мисс Офис -2017»
Две девушки из Саратова попали в полуфинал международного конкурса красоты среди офисных сотрудниц "Мисс Офис-2017".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика