lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 236


мыслей

Пушкинская мысль о том, что наш язык имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими и что это превосходство заключается в избежание им медленных усовершенствований времени, вне всякого сомнения навеяна чтением Предисловия о пользе книг церковных. Развивая свое утверждение о том, что довольство российского слова не только своим достатком велико, но и к принятию греческих красот посредством славянского сродно, Ломоносов показывает на примерах, насколько трудной была судьба других языков, подверженных, если воспользоваться пушкинским словом, медленным усовершенствованиям: Поляки, преклоняясь издавна в катовицкую веру, отправляют службу по своему обряду на латинском языке, на котором их стихи и молитвы сочинены во времена варварские по большой части от худых авторов, и потому ни из Греции, ни от Рима не могли снискать подобных преимуществ, каковы в нашем языке от греческого приобретены. Немецкий язык по то время был убог, прост и бессилен, пока в служении употреблялся язык латинский. Но как немецкий народ стал священные книги читать и службу слушать на своем языке, тогда богатство его умножилось, и произошли искусные писатели. Напротив того, в катовицких областях, где только одну латынь, и то варварскую, в служении употребляют, подобного успеха в чистоте немецкого языка не находим.

Итак, старославянский язык как язык священных книг не отделен от русского столь непроходимой гранью, какою церковная латынь отделена от немецкого и тем более польского. Старославянские слова органично вошли в состав русского языка. Ломоносов строит свою стилистическую теорию, сообразуясь со степенью их присутствия в том или ином лексическом слое: Как материи, которые словом человеческим изображаются, различествуют по мере разной своей важности, так и российский язык чрез употребление книг церковных по приличности имеет разные степени, высокий, посредственный и низкий . В первом лексическом слое находятся старославянские слова, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю Во втором славянизмы, которые малоупотребительны, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю . Устаревшие слова типа обиваю, Рясны, овода, сване и сим подобные сюда не включаются. В третьем находятся собственно русские слова, которых нет в остатках славенекого языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь , за исключением вульгаризмов, вообще непристойностей.

Общая схема следующей далее теории трех штилей не является оригинальным изобретением Ломоносова. Трехчастные стилистические построения в изобилии встречаются в риториках и поэтиках XVI-XVII веков например, в Поэтике Феофана Прокоповича, которую Ломоносов хорошо знал. Оригинально Ломоносовское истолкование традиционной схемы.

Прежде всего, большой заслугой Ломоносова стало четкое разграничение таких понятий, как стили языковые разные степени языка, роды речений и стили литературные штили. Без этого было бы невозможно столь строгое и удобопонятное изложение главной идеи Предисловия, которая непосредственно вырастает из всего вышеуказанного: От рассудительного употребления и разбору сих трех родов речений рождаются три штиля, высокий, посредственный и низкий . Первый составляется из речений славено-российских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых. . . Сим штилем преимуществует российский язык перед многими нынешними европейскими, пользуясь языком славянским из книг церковных.

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славянские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожности, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нем можно низкие слова; однако остерегаться, чтобы не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
«Коммерсантъ» узнал о реакции Путина на обыск в «Гоголь-центре»
Актер Евгений Миронов передал президенту Владимиру Путину письмо в защиту художественного руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова и поговорил с ним на тему обыска в театре, сообщил в четверг "Коммерсантъ".
Минобороны определило «асов» военной журналистики
Торжественная церемония награждения победителей фестиваля «МЕДИА-АС – 2017» прошла 25 мая в Национальном центре управления обороной Российской Федерации с участием руководства Минобороны России, главных редакторов центральных телеканалов и печатных изданий, политиков, спортсменов и общественных деятелей.
В манеже Конюшенного ведомства открылась выставка больших картин
Некоторые работы никто не видел десятки лет. Из-за солидных размеров их сложно показывать, не каждое помещение способно вместить холсты таких габаритов. Теперь же на вернисаже в Конюшенном ведомстве представлены 19 полотен, созданные в советское время.
На Каннском фестивале освистали фильм украинского режиссера о России
Фильм украинского режиссера Сергея Лозницы "Кроткая" вызвал неодобрительную реакцию зрителей на Каннском кинофестивале, сообщает "Кинопоиск".
Роман Абрамович прилетел в Пермь на закрытие Дягилевского фестиваля
В Пермь на закрытие Дягилевского фестиваля прибыл известный бизнесмен Роман Абрамович. Об этом сообщает издание «Коммерсант-Прикамье». Ранее пользователи соцсетей сообщили, что в пермском аэропорту был замечен «бандит» Абрамовича.
Дмитрий Дюжев расскажет «Евгения Онегина»
Литературно-музыкальная постановка «Евгений Онегин» будет показана в Светлановском зале ММДМ 29 сентября 2017 года.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика