lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 256


торопился и что не сыщет ли он чего-нибудь сам, что б в рассуждении некоторых персон отменить несколько надобно было письмо от 12 октября 1748 года; последние слова мнительный Тредиаковский мог воспринять как сугубую издевку.

Но со временем отношение Сумарокова к Ломоносову начинает в корне меняться. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что в начале 1750-х годов Ломоносов вторгся в литературную сферу, в которой полновластным хозяином считал себя Сумароков. В сентябре 1750 года Ломоносову и Тредиаковскому президент Академии передал изустный приказ императрицы сочинить по трагедии. Тредиаковский, основательно потрудившись, сочинил трагедию Деидамия, как всегда, косноязычную и громоздкую. Ломоносов же в короткий срок написал Тамару и Селима, содержавшую в себе множество блистательных стихов, не однажды представленную при дворе. В сумароковском кругу это событие было встречено в штыки. Ломоносова окрестили Расином поневоле, обыгрывая название знаменитой комедии Мольера Лекарь поневоле, и вообще всячески потешались над ним за поползновения на драматургическом поприще в 1751 году он написал еще одну трагедию Демофонт.

В начале 1750-х годов по Петербургу имела хождение такая вот пародийная афишка:

 

От Российского Театра объявление

 

758 года февр. 29 дня будет представление трагедии Тамары. Начало представления будет в тринадцать часов по полуночи. Актриса, изображающая Тамару, будет убрана драгоценным бисером и мумиею. В сей бисер и в сию Мусею чрез химию превращены Пиндаровы лирические стихи собственными руками сего великого стихотворца.

Малая комедия.

Racine malgre lui.

Потом балет:

Буртование гигантов.

Украшение балета.

1.  Трясение краев и смятение дорог небесных.

2.  На сторонах театра Оса и на ней Панд.

Кавказ и на нем Этна, которая давит только один верх его. В средине под трясением дорог небесных Гигант, который хочет солнце снять ногою, будет танцевать соло; потом все представление окончат обще танцевалыцики и певцы, поя следующее:

 

Середа прекрасных роз Пестра бабочка летает.

 

 

Примечание

В трех первых тонах ошибся или капельмейстер или стихотворец, однако в оной песни для красоты мыслей это отпустительно.

 

Здесь высмеиваются поэтические и научные устремления Ломоносова увлечение мозаичным искусством, бисером и мумиею, энциклопедичность его интересов чрез химию превращены Пиндаровы лирические стихи, основные приметы одической поэтики его и их неуместность в драматургии Буртование гигантов, Кавказ и на нем Этна, трясение дорог небесных, даже Ломоносовское произношение середа.

Автором афишки был Иван Перфильевич Елагин 1725-1794, адъютант А. Г. Разумовского, писатель и поэт, один из последователей Сумарокова. Ломоносов расценивал пародию Елагина на Тамару, и Селима как своеобразную похвалу от его учителя то есть Сумарокова и собирался ответствовать на эту и другие нападки из

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика