торопился и что не сыщет ли он
чего-нибудь сам, что б в рассуждении некоторых персон отменить несколько
надобно было письмо от 12 октября 1748 года; последние слова мнительный
Тредиаковский мог воспринять как сугубую издевку.
Но со временем
отношение
Сумарокова к Ломоносову начинает в корне меняться. Не в последнюю очередь это
было связано с тем, что в начале 1750-х годов Ломоносов вторгся в литературную
сферу, в которой полновластным хозяином считал себя Сумароков. В сентябре
1750 года Ломоносову и Тредиаковскому президент Академии передал изустный
приказ императрицы сочинить по трагедии. Тредиаковский, основательно
потрудившись, сочинил трагедию Деидамия, как всегда, косноязычную и
громоздкую. Ломоносов же в короткий срок написал Тамару и Селима, содержавшую
в себе множество блистательных стихов, не однажды представленную при дворе. В
сумароковском кругу это событие было встречено в штыки. Ломоносова окрестили
Расином
поневоле, обыгрывая название знаменитой комедии Мольера Лекарь поневоле, и
вообще всячески потешались над ним за поползновения на драматургическом поприще
в 1751 году он написал еще одну трагедию Демофонт.
В начале 1750-х годов по Петербургу имела
хождение
такая вот пародийная афишка:
От Российского
Театра
объявление
758 года февр. 29 дня будет
представление трагедии Тамары. Начало представления будет в тринадцать часов
по полуночи. Актриса, изображающая Тамару, будет убрана драгоценным бисером
и мумиею. В сей бисер и в сию Мусею чрез химию превращены Пиндаровы лирические
стихи собственными руками сего великого стихотворца.
Малая комедия.
Racine malgre lui.
Потом балет:
Буртование
гигантов.
Украшение балета.
1. Трясение краев и смятение
дорог небесных.
2. На сторонах театра Оса и на
ней Панд.
Кавказ и на нем Этна, которая
давит только один верх его. В средине под трясением дорог небесных
Гигант, который
хочет солнце снять ногою, будет танцевать соло; потом все представление
окончат
обще танцевалыцики и певцы, поя следующее:
Середа
прекрасных роз Пестра
бабочка летает.
Примечание
В трех первых тонах ошибся или
капельмейстер или
стихотворец, однако в оной песни для красоты мыслей это отпустительно.
Здесь высмеиваются поэтические
и научные устремления Ломоносова увлечение мозаичным искусством, бисером и
мумиею,
энциклопедичность его интересов чрез химию превращены Пиндаровы лирические
стихи, основные приметы одической поэтики его и их неуместность в драматургии
Буртование
гигантов, Кавказ и на нем Этна, трясение дорог небесных, даже Ломоносовское
произношение середа.
Автором афишки был Иван Перфильевич
Елагин 1725-1794, адъютант
А. Г. Разумовского, писатель и поэт, один из последователей
Сумарокова. Ломоносов
расценивал пародию Елагина на Тамару, и Селима как своеобразную похвалу от его
учителя то есть Сумарокова и собирался ответствовать на эту и другие нападки
из