lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 265


церковного причта и крестьян.

Давнюю свою неприязнь к попам, которые в послепетровское время не только дискредитировали себя перед государством, показали свою полную беспомощность и враждебность по отношению к новым культурным завоеваниям, но и в лице своей столичной верхушки деградировали морально, Ломоносов выразил вполне раскованно, убийственно весело, с подлинным сатирическим блеском. Возможно, что здесь свою роль сыграло его юношеское знакомство с беспоповцами. Правда, в Гимне бороде достается и раскольникам.

Ломоносов, который, по отнюдь не бесспорному, но заслуживающему самого серьезного внимания утверждению одного из исследователей А. В. Попова, новую науку. . . принял как религию, в своем стихотворении так же, впрочем, как и во всей своей просветительской деятельности отказывает духовенству в праве повелевать умами и душами людей. Он осуждает и суеверие раскольников, их фанатическое упрямство, их самосожжения Скачут в пламень суеверы. . . , и не менее жестокий фанатизм ортодоксов которые даже если окажутся на какой-нибудь другой планете, в стробе там того сожгут, кто станет утверждать, что на Земле есть жизнь, их мздоимство они наживаются на конфискации имущества раскольников, их наклонность к откровенно мирским наслаждениям и суете.

Гимн бороде, этот выдающийся образец стихотворной сатиры XVIII века, сразу приобрел огромную популярность у современников, о чем свидетельствует множество списков с него, обнаруженных впоследствии в Петербурге, Москве, Костроме, Ярославле, Казани, а также в Сибири в Красноярске и Якутске.

Высшее духовенство ударило в набат. 6 марта 1757 года Синод подал Елизавете всеподданнейший доклад, в котором говорилось:

 

В недавнем времени появились в народе пасквильные стихи, надписанные: Гимн бороде, в которых не довольно того, что пасквилянт под видом якобы на раскольников крайне скверные и совести и честности христианской противные ругательства генеральное на всех персон, как прежде имевших, так и ныне имеющих бороды, написал; но и тайну святого крещения, к зазрительным частям тела человеческого наводя, богопротивно обругал, и через название бороду ложных мнений завесою всею святых отец учения и предания еретически похулил. lt; . . . gt;

Из каковых нехристианских, да еще от профессора академического пашквилев не иное что, как только противникам православный веры и к ругательству духовного чина явный повод происходит и впредь, ежели не пресечется, происходить может. А понеже, между прочими Вседражайшего Вашего Императорского Величества Родителя блаженный и вечной славы достойная памяти Государя Императора Петра Великого правами, жестокие казни хулителям закона и веры чинить повелевающими, Военного артикула, главы 18, 149-м пунктом пасквилей сочинителей наказывать, а пасквильные письма через палача под виселицею жечь узаконено: того ради со оных пашквилев всеподданнейше Вашему Императорскому Величеству подносит Синод копии и всенижайшее просит, чтоб Ваше Императорское Величество, яко Богом данная и истинная церкви и веры святой и духовному чину защитница, Высочайшим своим указом таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь и впредь то чинить запретить и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать всемилостивейшее указать изволили.

Вашего Императорского Величества всенижайшие рабы и богомольцы Смиренный Силвестр, архиепископ санкт- петербургский. Смиренный Дмитрий, епископ рязанский. Смиренный Амвросий, епископ Береславский. Варлаама, архимандрит донской.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика