lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 269


связанный с Разумовскими и вообще с земледельческим дворянством, утверждал идею пагубности для России промышленного пути развития. В одной из своих статей он даже попытался обосновать это, сравнивая Россию с западноевропейскими странами в данном отношении: В моде нынче суконные заводы, но полезны ли они земледелию Не только суконные дворянские заводы, но и самые Лионские шелковые ткани, по мнению отличных рассмотрителей Франции, меньше земледелия обогащения приносят. А Россия паче всего на. земледелие уповали должна, имея пространные поля, а по пространству земли не весьма довольно поселян, хотя в некоторых местах и со излишеством многонародна. Таимо полезны заводы, где мало земли и много крестьян.

Рискуя заслужить упрек в вульгарном социологизме, все-таки скажем: вряд ли случайно, что, в отличие от Ломоносова, Сумароков, основываясь на такой общей социально-политической установке, именно в 1750-е годы стал культивировать в своей лирике совершенно определенные жанры: любовные песни, элегии, эклоги и т. п. с ярко выраженным пасторальным уклоном.

Короче говоря, Сумароков и Ломоносов были типичными антагонистами как в литературной, так и во внелитературной сфере. Причем промышленный пафос некоторых программных поэтических произведений Ломоносова, конечно же, не исчерпывал их значения, и все сводить к тривиальному противопоставлению промышленника Ломоносова земледельцу Сумарокову значит сознательно облегчить себе задачу. Такое противопоставление недостаточно для поэзии Ломоносова она шире по своим идеям, чем поэзия сумароковская. В ней есть место и для сумароковского содержания, и еще остается бездна пространства для иного. Здесь примерно такой же случай, как и в полемике Ломоносова с церковниками в связи с открытием атмосферы на Венере, он может понять своих оппонентов, а они его нет.

Характерно, что сам Ломоносов именно так рассматривал свою противоположность Сумарокову как недостаточную себе противоположность. Это вполне обнаружилось в 1760 году в одном значительном эпизоде тогдашней литературно-общественной жизни.

В самом конце 1750-х годов в Петербурге образовался франко-русский литературный, салон. Его главою был молодой аристократ, поклонник а впоследствии знаменитый покровитель изящных искусств, зять канцлера М. И. Воронцова, барон Александр Сергеевич Строганов 1733-1811. Среди завсегдатаев салопа обращали на себя особое внимание такие заметные в петербургском свете лица, как аббат Лефевр, проповедник церкви при французском посольстве в Петербурге, французский посол маркиз де Лопиталь, племянник И. И. Шувалова, молодой вельможа и литератор граф Андрей Петрович Шувалов 1735-1789, а также канцлер М. И. Воронцов и сам фаворит и камергер И. И. Шувалов. Дипломаты в этом салоне, конечно же, не только литературные интересы преследовали. Для них он был одним из каналов воздействия на русское общественное мнение в пользу Франции в пору, трудную для этой страны. Соперничество с Англией в Северной Америке, сепаратный договор, заключенный бывшим союзником французов Фридрихом II с английским королем Георгом II в 1756 году все это подтолкнуло Францию к восстановлению в том же 1756 году дипломатических отношений с Россией, прерванных за восемь лет до этого.

В лице русских участников Строгановского салона французы имели влиятельных доброжелателей. Салон решал прежде всего внешнеполитические задачи, а задачи литературные ставились в нем только лишь в зависимости от первых.

Таков был в общих чертах характер этого салона, в одном из собраний которого аббат Лефевр произнес речь под названием Рассуждение о прогрессе изящных искусств в России. Эта речь была отмечена отчетливо выраженным стремлением сказать с похвалой о развитии изящных искусств в послепетровской России и весьма туманным представлением о том, как они а из них прежде всего литература действительно развивались. Благожелательный тон выступления Лефевра как нельзя более соответствовал общему тону, принятому в салоне: Позвольте мне, милостивые государи, присоединяясь к вашим

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Макс Покровский рассказал о новом клипе
Лидер российской рок-группы «Ногу свело» Максим Покровский на «НАШЕМ радио» рассказал о релизе нового клипа на песню «Самолеты-поезда».
Составлен рейтинг самых неинтересных супергероев «Мстителей»
Худшим персонажем во вселенной Marvel признан Воитель, роль которого сыграл актер Дон Чидл. "Представьте себе Железного человека, только без предыстории и юмора", — описали победителя антирейтинга в издании The Independent.
Сергей Лазарев решил не брать сына на «Евровидение»
Напомним, что в 2016 году певец уже выступал на конкурсе и тогда занял третье место. В этом году «Евровидение» пройдет в Тель-Авиве в период с 14 по 18 мая. Сергей Лазарев выступит во втором полуфинале 16 мая под тринадцатым номером.
Александр Беглов поздравил театр марионеток Деммени со 100-летием
Первый кукольный театр России отмечает 100-летний юбилей. Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил коллектив театра со знаменательной датой. Глава города отметил, что история театра начиналась в трудные времена.
«ВКонтакте» на 15 минут заблокирует половину пользователей
Флешмоб назван «щелчок Таноса». Половина пользователей «превратится в прах», а точнее будет заблокирована. Но переживать не нужно, люди не потеряют свои странички безвозвратно — блокировка будет длиться лишь 15 минут.
Рита Ора ищет и находит Пикачу в новом клипе
Рита Ора выпустила клип на совместную с Kygo песню "Carry On". В ролике кадры с поющей артисткой перемежаются сценами из фильма "Детектив Пикачу", где она сыграла одну из главных ролей — детектива, который охотится за жёлтым зверьком.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика