lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 290


таким образом на зависимость поэмы Ломоносова от произведений Гесиода, Ксенофана, Парменида, Эмпедокла. Дело обстоит гораздо сложнее. Письмо настолько емкий аккумулятор исторически предшествовавших стилей, что при желании в нем можно найти стилевые отголоски не только дидактического эпоса греков, но и римской дидактической поэзии Лукреций, Вергилий, сатирической поэзии средневековья Клавдиан, героической поэзии Ренессанса Камоэнс и т. д. Письмо первая русская поэма нового времени. Так же, как человек еще до появления на свет в кратчайший срок переживает всю историю Земли, новая русская поэзия при своем зарождении вбирает в себя тысячелетний опыт мировой литературы.

Рационалистический миф Ломоносова о рождении Стекла ст. 15-36 показывает, какую роль он отводил огню в своем произведении. О чем же говорит этот миф

Вопрос, как и когда был создан мир, то есть вопрос о существовании чего-либо и кого-либо до мира, не стоит перед Ломоносовым. Мир всегда и везде заполнен натурой. В ее лоне вечно противоборствуют два враждебных начала: огонь и вода. Борьба идет за овладение природой. Одна из этих сущностных сил огонь проявляет себя в мощном волевом акте:

 

С натурой некогда он произвести хотя Достойное себя и оная дитя, Во мрачной глубине, под тягостью земною, Где вечно он живет и борется с водою, Все силы собрал вдруг и хляби затворил, В котяры Океан на брань к нему входил. Напрягся мышцами и рамена подвинул И тяготу земли превыше облек вскинул.

 

Огонь выступает как рациональное начало мира: он целеустремленно активен порывается ввысь, собирает силы, напрягается, подвигает, вскидывает потому что хочет произвести, он почти различим мышцы, рамена и все это в противовес иррациональному Океану, который аморфен известно только, что он вода и анархичен борется, выходит на брань и только.

Союз огня с натурой которая сама по себе пассивна это единство, обретаемое в смертельной борьбе. Чтобы понять дальнейшее развитие внутреннего мира поэмы, очень важно уяснить, что Стекло появляется на свет как результат мировой катастрофы:

 

Внезапно черный дым навел густую тень,

И в ночь ужасную переменился день.

Не баснотворного здесь ради Геркулеса

Две ночи сложены в едина от Завеса;

Но Этна правде сей свидетель вечный нам,

Которая дала путь чудным сим родам.

Из ней разменная река текла в пучину,

И свет, отчаюсь, мнил, что зрит свою судьбину

 

Здесь мы, вдобавок ко всему, видим в Ломоносове гениального стилизатора: восприятие космоса как живого организма о чем свидетельствует почти физиологически точное описание чудных сих родов очень близко к античной традиции мифы, Гесиод. О подражании здесь не может быть и речи, ибо концептуально Ломоносов намеренно отмежевывается от старой мифологии Не баснотворного здесь ради Геркулеса. . . .

Рожденное в страшных муках, на пределе созидательных возможностей натуры и огня, когда весь мир находится на волосок от гибели, Стекло выступает как проявление мировой сущности, которая, по Ломоносову, есть не что иное, как вечная борьба разумных и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика