lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 291


неразумных сил.

Стекло внутренне противоречиво. С одной стороны, Стекло это отраженная улыбка природы: натура улыбается самой себе, своей счастливой судьбе вечно обретать начало в конце. Она передает Стеклу свое родовое свойство пассивность. Поэтому Стекло нелицеприятно, равнодушно по отношению ко всему, что не есть оно само. Пренебречь этим значит заказать себе путь к пониманию Ломоносовской концепции человека, ибо здесь дано обоснование коренной этической проблемы произведения проблемы свободного выбора, которая именно в связи с появлением Стекла и встает перед людьми. Но об этом-ниже.

С другой стороны, дитя наследует и по отцовской линии. Абсолютное беспокойство огня живет в Стекле на протяжении всей поэмы. Многочисленные видоизменения Стекла, казалось бы, приводят к тематической неразберихе. Стеклянная посуда, изделия из фарфора, мозаика, применение Стекла в устройстве оранжерей, различные виды украшений, порабощение индейцев, изготовление очков, борьба ученых с невеждами и лицемерами, крупные достижения в оптике телескоп, микроскоп, использование Стекла в метеорологии и, наконец, опыты по изучению атмосферного электричества все это связывается вместе каким-то непонятным чрезъестественным, как сказал бы Ломоносов образом. Между тем если не забывать об огненной природе Стекла, то в этой тематической разноголосице обнаруживается глубокое единство. Многообразная жизнь Стекла в материальной среде есть не что иное, как явленная борьба огня с его вечными противниками: водою, мраком, холодом, небытием.

Применение Стекла в медицине означает торжество здравия и жизни над смертью.

Фарфоровая посуда это знак победы огня над водою так же как огонь в свое время

 

Все силы собрал вдруг и хляби затворил, В котяры Океан на брань к нему входил. . .

Стекло

. . . вход жидких тел от скважин отвращает.

Его неподверженность тлену и разрушению доказывают

. . . Финифти, Мозаики, Котяры ввек хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц: Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности угрызенья не боятся.

 

Применение Стекла в устройстве оранжерей приводит к победе огня над несносным хладом:

 

Зимою за стеклом цветы хранятся живы.

 

Даже использование Стекла как украшений бисер осмысляется Ломоносовым в пределах оппозиции: тепло то есть огонь холод. Обращаясь к сельским нимфам, он пишет:

 

Но чем вы краситесь в другие времена, Когда, лишись цветов, поля у нас бледнеют Или снегами вдруг глубокими белеют, Без оных чтобы вам в нарядах помогло,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
МАМТ впервые проведет открытый балетный класс для всех желающих
Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые проведет для всех желающих открытый балетный класс, сообщает ТАСС.
Челябинец стал победителем чемпионата мира по граффити
Конкурс проходил в Москве Челябинец Тимур Абдуллаев стал победителем чемпионата мира по граффити, который проходил в Москве, об этом художник сообщил на своей странице в соцсети.
Кончаловский снимет фильм о событиях в Новочеркасске 1962 года
Фильм будет посвящен трагическим событиям в Новочеркасске в 1962 году. Исполнит главную роль Юлия Высоцкая.
Создатели «Улицы Сезам» подали в суд на кукольный боевик
Фильм поставил сын создателя кукол для «Улицы Сезам» Джима Хенсона Брайан. А его компания помогла спродюсировать «Убийство кукол».
Назван победитель литературной премии «Нацбест-2018»
Финал литературной премии «Нацбест-2018» прошел в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра.
Юрий Колокольников и Егор Корешков сыграют в экранизации романа «Мы»
В киноленте сыграют актеры Юрий Колокольников и Егор Корешков, на съёмки приглашена известная актриса Елена Подкаминская.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика