lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 291


неразумных сил.

Стекло внутренне противоречиво. С одной стороны, Стекло это отраженная улыбка природы: натура улыбается самой себе, своей счастливой судьбе вечно обретать начало в конце. Она передает Стеклу свое родовое свойство пассивность. Поэтому Стекло нелицеприятно, равнодушно по отношению ко всему, что не есть оно само. Пренебречь этим значит заказать себе путь к пониманию Ломоносовской концепции человека, ибо здесь дано обоснование коренной этической проблемы произведения проблемы свободного выбора, которая именно в связи с появлением Стекла и встает перед людьми. Но об этом-ниже.

С другой стороны, дитя наследует и по отцовской линии. Абсолютное беспокойство огня живет в Стекле на протяжении всей поэмы. Многочисленные видоизменения Стекла, казалось бы, приводят к тематической неразберихе. Стеклянная посуда, изделия из фарфора, мозаика, применение Стекла в устройстве оранжерей, различные виды украшений, порабощение индейцев, изготовление очков, борьба ученых с невеждами и лицемерами, крупные достижения в оптике телескоп, микроскоп, использование Стекла в метеорологии и, наконец, опыты по изучению атмосферного электричества все это связывается вместе каким-то непонятным чрезъестественным, как сказал бы Ломоносов образом. Между тем если не забывать об огненной природе Стекла, то в этой тематической разноголосице обнаруживается глубокое единство. Многообразная жизнь Стекла в материальной среде есть не что иное, как явленная борьба огня с его вечными противниками: водою, мраком, холодом, небытием.

Применение Стекла в медицине означает торжество здравия и жизни над смертью.

Фарфоровая посуда это знак победы огня над водою так же как огонь в свое время

 

Все силы собрал вдруг и хляби затворил, В котяры Океан на брань к нему входил. . .

Стекло

. . . вход жидких тел от скважин отвращает.

Его неподверженность тлену и разрушению доказывают

. . . Финифти, Мозаики, Котяры ввек хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц: Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности угрызенья не боятся.

 

Применение Стекла в устройстве оранжерей приводит к победе огня над несносным хладом:

 

Зимою за стеклом цветы хранятся живы.

 

Даже использование Стекла как украшений бисер осмысляется Ломоносовым в пределах оппозиции: тепло то есть огонь холод. Обращаясь к сельским нимфам, он пишет:

 

Но чем вы краситесь в другие времена, Когда, лишись цветов, поля у нас бледнеют Или снегами вдруг глубокими белеют, Без оных чтобы вам в нарядах помогло,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Новый сезон «Нарко» расскажет о картеле «Гвадалахара»
В четвертом сезоне сериала "Нарко" начнется новая история о преступной организации "Гвадалахара".
Член жюри фестиваля «Большой» рассказал о конкурсе 2018 года
Член жюри фестиваля русской музыки «Большой» пианист Юрий Розум в беседе с НСН рассказал о конкурсе 2018 года.
В Эрмитаже выставят лучшие работы Рембрандта и Вермеера
Эрмитаж познакомит любителей живописи с лучшими работами голландских художников XVII века, в том числе и самыми знаменитыми: Рембрандта, Вермеера и Халса.
Актриса Сэнд Ван Рой описала изнасилование Бессоном
Да, говорит адвокат, его клиент и актриса знакомы, но – никогда ничего подобного не было.
На рок-фестивале «Нашествие» выступят 150 групп
В Тверской области на рок-фестивале "Нашествие" выступят около 150 музыкальных групп, в том числе "Алиса", "Ленинград", "Ария", "Пикник" и другие.
Организаторы рассказали о сцене «Высоцкий» на «НАШЕСТВИИ»-2018
Член жюри конкурса заверил НСН, что будут предприняты все усилия, чтобы привлечь публику к сцене «Высоцкий», на которой выступят участники соревнования молодых авторов-исполнителей.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика