неразумных
сил.
Стекло внутренне
противоречиво.
С одной стороны, Стекло это отраженная улыбка природы: натура улыбается
самой себе, своей счастливой судьбе вечно обретать начало в конце. Она
передает Стеклу свое родовое свойство пассивность. Поэтому Стекло
нелицеприятно, равнодушно по отношению ко всему, что не есть оно
само. Пренебречь
этим значит заказать себе путь к пониманию Ломоносовской концепции
человека, ибо
здесь дано обоснование коренной этической проблемы произведения проблемы
свободного выбора, которая именно в связи с появлением Стекла и встает перед
людьми. Но об этом-ниже.
С другой стороны, дитя наследует и
по отцовской линии.
Абсолютное беспокойство огня живет в Стекле на протяжении всей
поэмы. Многочисленные
видоизменения Стекла, казалось бы, приводят к тематической
неразберихе. Стеклянная
посуда, изделия из фарфора, мозаика, применение Стекла в устройстве
оранжерей, различные виды украшений, порабощение индейцев, изготовление
очков, борьба ученых с невеждами и лицемерами, крупные достижения в оптике
телескоп,
микроскоп, использование Стекла в метеорологии и, наконец, опыты по
изучению атмосферного электричества все это связывается вместе каким-то
непонятным чрезъестественным, как сказал бы Ломоносов образом. Между тем если
не забывать об огненной природе Стекла, то в этой тематической разноголосице
обнаруживается глубокое единство. Многообразная жизнь Стекла в материальной
среде есть не что иное, как явленная борьба огня с его вечными противниками:
водою, мраком, холодом, небытием.
Применение
Стекла в медицине означает торжество здравия и жизни над смертью.
Фарфоровая посуда это знак победы огня над
водою так
же как огонь в свое время
Все силы
собрал вдруг и хляби
затворил, В котяры Океан на брань к нему входил. . .
Стекло
. . .
вход жидких тел от
скважин отвращает.
Его неподверженность тлену и разрушению
доказывают
. . . Финифти, Мозаики,
Котяры ввек хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц:
Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности угрызенья не боятся.
Применение Стекла в
устройстве
оранжерей приводит к победе огня над несносным хладом:
Зимою за стеклом
цветы
хранятся живы.
Даже
использование Стекла как украшений бисер осмысляется Ломоносовым в пределах
оппозиции: тепло то есть огонь холод. Обращаясь к сельским нимфам, он
пишет:
Но чем вы
краситесь в другие
времена, Когда, лишись цветов, поля у нас бледнеют Или снегами вдруг
глубокими белеют, Без оных чтобы вам в нарядах помогло,