lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 292


Когда бы бисеру вам не дало Стекло

 

Что касается темы порабощения индейцев испанскими колонизаторами, то здесь Стекло выступает как антитеза небытию; жители Америки, отдавая предпочтение стеклянным украшениям, тем самым выражают свой, пускай пассивный, но протест против смерти:

 

. . . гонят от своих бедам причину глаз.

 

Изготовление очков это очередная победа огня над мраком, применение Стекла в метеорологии барометр победа огня над Океаном человек получает возможность плавать по морю безбедно и спокойно.

В основе той части поэмы, где повествуется о борьбе науки с невежеством, все та же идея огня, с той лишь существенной разницей, что здесь разговор идет не о какой-либо частной победе огня, но со всей очевидностью проявляется неоспоримый факт его универсального господства во Вселенной. До сих пор мы имели дело с огнем, который живет во мрачной глубине, под тягостью земною. Стекло явилось в мир как порыв и прорыв его ввысь, на поверхность Земли. Теперь через детище земного огня устанавливается связь с огнем небесным. Отнюдь не случайно эта часть поэмы открывается образом Прометея, и глубоко закономерна именно с точки зрения внутренней логики просветительская модернизация античного мифа. Ведь в Ломоносовской версии вот что важно:

 

Не огнь ли он Стеклом умел сводить с небес. .

 

Во всемирной истории, которую пишет Ломоносов, сведение небесного огня на Землю становится событием эпохального значения. Смыкаются нижняя и верхняя сферы мира: Вселенная предстает огненной целостностью. Осмысление огня как бесконечности делает неизбежным прославление гелиоцентрической системы и сопряженной с ней идеи множества миров. В том, что именно Стекло подтверждает эту истину, художественное оправдание былых усилий и упований огня произвести потомство, достойное себя и натуры. Дитя сторицей воздает отцу, указывая всем и вся на его центральное положение в истинной Системе мира. Из глубин Земли на просторы Вселенной таков путь огня в поэме.

Рассмотрим теперь этическую проблематику Письма. Главный вопрос здесь: в каких отношениях прослеженная эволюция Стекла в материальной среде находится к человеческой истории поэмы Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь уяснив, с чего начинается в Ломоносовском произведении человеческая история.

В момент катастрофы, в результате которой рождается Стекло, масса людей это масса смертных, находящихся в полной зависимости от природных сущностных сил. Сама по себе борьба этих сил способна породить у смертных только страх И свет, отчаюсь, мнил, что зрит свою судьбину, но ее конкретный результат то есть Стекло вызывает иную реакцию удивление:

 

Увидев, смертные, о, как ему дивились Подобное тому сыскать искусством тщились.

 

В состязании с природой люди превысили ее своим раченьем. Только после этого масса смертных объединяется в родовое понятие человек тоже смертный, но превышающий мастерством природу.

Это место философский узел поэмы. Стекло как воплощение победы огня над неразумным началом мира находит себе культурное соответствие в Стекле, сделанном руками людей в соревновании с природой. Создавая Стекло то есть повторяя победу огня,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика