Когда бы бисеру вам не дало
Стекло
Что касается темы порабощения
индейцев испанскими колонизаторами, то здесь Стекло выступает как антитеза
небытию; жители Америки, отдавая предпочтение стеклянным украшениям, тем
самым выражают свой, пускай пассивный, но протест против смерти:
. . . гонят от
своих бедам
причину глаз.
Изготовление очков это
очередная победа огня над мраком, применение Стекла в метеорологии
барометр победа
огня над Океаном человек получает возможность плавать по морю безбедно и
спокойно.
В основе той части
поэмы, где
повествуется о борьбе науки с невежеством, все та же идея огня, с той лишь
существенной разницей, что здесь разговор идет не о какой-либо частной победе
огня, но со всей очевидностью проявляется неоспоримый факт его универсального
господства во Вселенной. До сих пор мы имели дело с огнем, который живет во
мрачной глубине, под тягостью земною. Стекло явилось в мир как порыв и прорыв
его ввысь, на поверхность Земли. Теперь через детище земного огня
устанавливается связь с огнем небесным. Отнюдь не случайно эта часть поэмы
открывается образом Прометея, и глубоко закономерна именно с точки зрения
внутренней логики просветительская модернизация античного мифа. Ведь в
Ломоносовской
версии вот что важно:
Не
огнь ли он Стеклом умел сводить с небес. .
Во всемирной истории, которую
пишет Ломоносов, сведение небесного огня на Землю становится событием
эпохального значения. Смыкаются нижняя и верхняя сферы мира: Вселенная
предстает огненной целостностью. Осмысление огня как бесконечности делает
неизбежным прославление гелиоцентрической системы и сопряженной с ней идеи
множества миров. В том, что именно Стекло подтверждает эту
истину, художественное
оправдание былых усилий и упований огня произвести потомство, достойное себя и
натуры. Дитя сторицей воздает отцу, указывая всем и вся на его центральное
положение в истинной Системе мира. Из глубин Земли на просторы Вселенной таков
путь огня в поэме.
Рассмотрим теперь
этическую
проблематику Письма. Главный вопрос здесь: в каких отношениях прослеженная
эволюция Стекла в материальной среде находится к человеческой истории поэмы
Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь уяснив, с чего начинается в
Ломоносовском
произведении человеческая история.
В момент
катастрофы, в
результате которой рождается Стекло, масса людей это масса
смертных, находящихся
в полной зависимости от природных сущностных сил. Сама по себе борьба этих сил
способна породить у смертных только страх И свет, отчаюсь, мнил, что зрит
свою судьбину, но ее конкретный результат то есть Стекло вызывает иную реакцию
удивление:
Увидев, смертные, о, как ему
дивились Подобное тому
сыскать искусством тщились.
В
состязании с природой люди превысили
ее своим раченьем. Только после этого масса смертных объединяется в родовое
понятие человек тоже смертный, но превышающий мастерством природу.
Это
место философский узел
поэмы. Стекло как воплощение победы огня над неразумным началом мира находит
себе культурное соответствие в Стекле, сделанном руками людей в соревновании с
природой. Создавая Стекло то есть повторяя победу огня,