Чрез стены подают
к смердящим
трупам в ров С перстнями руки прочь и головы с убранством Секут несытые и
златом и тиранством. Иных, свирепствуя в средину гонят гор Драгой металл
изрыть из преглубоких нор. Смятение и страх, оковы, глад и раны, Что
наложили им в работе их тираны, Препятствовали им подземна хлябь
крепить, Чтобы
тягота над ней могла недвижна быть. Обрушилась гора: лежат в ней погребены
Бесчастные или поистине блаженны, Что вдруг избегли все бесчеловечных
рук, Работы
тяжкая, ругательства и мук
Утилитарный подход к Стеклу
есть зло, потому что означает утилитарный подход к культурным ценностям вообще,
а это, по Ломоносову, недопустимо. Не случайно завоеватель изображается
Ломоносовым как варвар, разрушающий древнюю культуру. Утилитаризм несет
дисгармонию и разрушение не только в мир человека, но и в мир природы. Здесь
вся природа возвращается в Хаос, в буквальном смысле слова теряет голову:
мировой разум то есть огонь разрушает культурные формы Уже горят царей там
древние жилища. . . , становясь фактическим союзником иррациональных сил; люди
поступают наравне с животными как вороны набрасываются на трупы; горы
обрушиваются в глубину; живые завидуют мертвым; невинность и варварство равно
погибают вот итоги, которые подводит этой оргии разрушения Океан, выступающий
в финале всей картины:
Оставив Кастиллан
невинность
так попранную, С богатством в отчество спешит по Океану, Надеясь оным вдруг
Европу всю купить. Но златом волн морских не можно утолить. Подобный их
сердцам борей, подняв пучину, Навел их животу и варварству кончину, Погрязли
в глубине с сокровищем своим, На пищу преданы чудовищам морским. То бури, то
враги толь часто их терзали, Что редко до брегов желанных достигали, О коль
великий вред от зла рождалось зло
Ломоносов доводит до
логического конца ограниченное представление обыденного сознания о пользе. С
точки зрения Ломоносова вещь принципиально перестает быть полезной, если она
служит только одному человеку. Такая вещь теряет свою ценность не только для
общества, но и для самого владельца:
. . .
златом волн морских не можно утолить.
Польза только тогда есть
польза, когда она польза для всех и каждого. Всякие поиски пользы только для
себя неизбежно приводят к отысканию ее противоположности:
О коль великий
вред. .
В свете сказанного выявляется
и глубокое понимание Ломоносовым проблемы зла. Злом он считает несвободу в
двух ее главных разновидностях. Для него несвобода духовная является
обязательной, неизбежной спутницей социальной несвободы. Кастиллан то есть