lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 294


Чрез стены подают к смердящим трупам в ров С перстнями руки прочь и головы с убранством Секут несытые и златом и тиранством. Иных, свирепствуя в средину гонят гор Драгой металл изрыть из преглубоких нор. Смятение и страх, оковы, глад и раны, Что наложили им в работе их тираны, Препятствовали им подземна хлябь крепить, Чтобы тягота над ней могла недвижна быть. Обрушилась гора: лежат в ней погребены Бесчастные или поистине блаженны, Что вдруг избегли все бесчеловечных рук, Работы тяжкая, ругательства и мук

 

Утилитарный подход к Стеклу есть зло, потому что означает утилитарный подход к культурным ценностям вообще, а это, по Ломоносову, недопустимо. Не случайно завоеватель изображается Ломоносовым как варвар, разрушающий древнюю культуру. Утилитаризм несет дисгармонию и разрушение не только в мир человека, но и в мир природы. Здесь вся природа возвращается в Хаос, в буквальном смысле слова теряет голову: мировой разум то есть огонь разрушает культурные формы Уже горят царей там древние жилища. . . , становясь фактическим союзником иррациональных сил; люди поступают наравне с животными как вороны набрасываются на трупы; горы обрушиваются в глубину; живые завидуют мертвым; невинность и варварство равно погибают вот итоги, которые подводит этой оргии разрушения Океан, выступающий в финале всей картины:

 

Оставив Кастиллан невинность так попранную, С богатством в отчество спешит по Океану, Надеясь оным вдруг Европу всю купить. Но златом волн морских не можно утолить. Подобный их сердцам борей, подняв пучину, Навел их животу и варварству кончину, Погрязли в глубине с сокровищем своим, На пищу преданы чудовищам морским. То бури, то враги толь часто их терзали, Что редко до брегов желанных достигали, О коль великий вред от зла рождалось зло

 

Ломоносов доводит до логического конца ограниченное представление обыденного сознания о пользе. С точки зрения Ломоносова вещь принципиально перестает быть полезной, если она служит только одному человеку. Такая вещь теряет свою ценность не только для общества, но и для самого владельца:

 

. . . златом волн морских не можно утолить.

 

Польза только тогда есть польза, когда она польза для всех и каждого. Всякие поиски пользы только для себя неизбежно приводят к отысканию ее противоположности:

 

О коль великий вред. .

 

В свете сказанного выявляется и глубокое понимание Ломоносовым проблемы зла. Злом он считает несвободу в двух ее главных разновидностях. Для него несвобода духовная является обязательной, неизбежной спутницей социальной несвободы. Кастиллан то есть

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика