что с момента ее
основания
преподавание в ней велось с немецкого. Ломоносов решительно порывает с этой
порочной практикой. Он вводит в программу гимназического обучения курсы классы,
школы русского языка, русского красноречия и русской истории. Он требует
преподавать арифметику, геометрию, географию на русском языке. Исключение
делалось для первых оснований философии, которые следовало преподавать на
латинском языке. Вообще изучению языков и прежде всего латинского Ломоносов в
своем проекте уделяет серьезное внимание. Кроме латыни, гимназисты должны
были изучить начала греческого языка и сверх того, факультативно немецкий и
французский. Наряду с языками им предстояло усвоить первые основания нужнейших
наук, в число которых входили
арифметика, геометрия, география, тригонометрия
эта дисциплина, как и русские классы, впервые вводилась в программу
Ломоносовым, а также философия, состоявшая из логики, метафизики и
практической философии скорее всего под практической философией надо понимать
физику.
Все эти
учебные циклы русский, латинский и первых оснований наук должны были, по
мысли Ломоносова, чередоваться на каждом году обучения ежедневно: В классах
должен соблюдаться следующий порядок: утром с 7 до 9 часов должно вестись
преподавание во всех латинских классах, с 9 до 11 в русских, а с 2 до 4
пополудни в классах первых оснований наук.
Предметом
особой заботы Ломоносова было моральное воспитание гимназистов, чему посвящены
седьмая и восьмая главы проекта Об узаконениях для гимназистов и Об
обязанностях учителей. Наряду с выполнением религиозно-нравственных
заветов, принятых
в христианском государстве, Ломоносов требует от учеников прежде всего
подчинить себя главной цели, ради которой они поступили в гимназию: При
наблюдении заповедей Божиих в Десятисловии и заповедей церковных, коими обеими
любви к Богу и ближнему и началам премудрости страха Господня
научаемся, следует
первая гимназистов должность, чтобы к наукам простирать крайнее прилежание и
никакой другой склонности не внимать и не дать в уме так усилиться, чтобы
рачение к учению урон или малое ослабление потерпело.
В
сущности, все узаконения для гимназистов подчинены этой главной цели: все, что
помогает учению, добродетельно, все, что мешает, порочно. Ломоносов
вменяет им в обязанность беспрекословное послушание учителям, требует отбегать
от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и от драк, не попрекать
другого природными недостатками и не злобствовать, не мешать другим в ученье
криком, игранем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и
память в беспорядок приведены быть могут и т. д. Чтобы ученики не выросли
заносчивыми либо подобострастными, Ломоносов предъявляет и к преподавателям
моральные требования, которые призваны обратить закон беспрекословного
послушания им во благо для учеников: Учители с учениками не должны поступать ни
гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним
ненависть, второе презрение. Умеренность
не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами
учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся. Предписанное
учителям, добавляет Ломоносов, надлежит наблюдать и самому ректору, поелику
он есть учитель.
Ломоносов входил во все подробности
гимназического
обучения, вплоть до бытовых. Надо думать, занимаясь положением дел в
Академической гимназии детально, он не однажды вспоминал свою школярскую
юность в Славяно-греко-латинской академии, когда, как он свидетельствовал в
одном из писем к Шувалову, имея один алтын в день жалованья, нельзя было
иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу. В
сентябре 1758 года он составил текст определения Академической канцелярии о
пищевом довольствии гимназистов, где строго предписывалось тех учеников
довольствовать такою пищею, а именно: в мясные дни кроме знатных праздников в
обед три кушанья щи, мясо и каша, а в ужин два из вышепоказанных, вместо
щей для перемены варить кашицу из солонины или овсяной либо ушной суп, а в
праздничные дни сверх того баранина или