lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 356


что с момента ее основания преподавание в ней велось с немецкого. Ломоносов решительно порывает с этой порочной практикой. Он вводит в программу гимназического обучения курсы классы, школы русского языка, русского красноречия и русской истории. Он требует преподавать арифметику, геометрию, географию на русском языке. Исключение делалось для первых оснований философии, которые следовало преподавать на латинском языке. Вообще изучению языков и прежде всего латинского Ломоносов в своем проекте уделяет серьезное внимание. Кроме латыни, гимназисты должны были изучить начала греческого языка и сверх того, факультативно немецкий и французский. Наряду с языками им предстояло усвоить первые основания нужнейших наук, в число которых входили арифметика, геометрия, география, тригонометрия эта дисциплина, как и русские классы, впервые вводилась в программу Ломоносовым, а также философия, состоявшая из логики, метафизики и практической философии скорее всего под практической философией надо понимать физику.

Все эти учебные циклы русский, латинский и первых оснований наук должны были, по мысли Ломоносова, чередоваться на каждом году обучения ежедневно: В классах должен соблюдаться следующий порядок: утром с 7 до 9 часов должно вестись преподавание во всех латинских классах, с 9 до 11 в русских, а с 2 до 4 пополудни в классах первых оснований наук.

Предметом особой заботы Ломоносова было моральное воспитание гимназистов, чему посвящены седьмая и восьмая главы проекта Об узаконениях для гимназистов и Об обязанностях учителей. Наряду с выполнением религиозно-нравственных заветов, принятых в христианском государстве, Ломоносов требует от учеников прежде всего подчинить себя главной цели, ради которой они поступили в гимназию: При наблюдении заповедей Божиих в Десятисловии и заповедей церковных, коими обеими любви к Богу и ближнему и началам премудрости страха Господня научаемся, следует первая гимназистов должность, чтобы к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не внимать и не дать в уме так усилиться, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело.

В сущности, все узаконения для гимназистов подчинены этой главной цели: все, что помогает учению, добродетельно, все, что мешает, порочно. Ломоносов вменяет им в обязанность беспрекословное послушание учителям, требует отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и от драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать, не мешать другим в ученье криком, игранем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и память в беспорядок приведены быть могут и т. д. Чтобы ученики не выросли заносчивыми либо подобострастными, Ломоносов предъявляет и к преподавателям моральные требования, которые призваны обратить закон беспрекословного послушания им во благо для учеников: Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся. Предписанное учителям, добавляет Ломоносов, надлежит наблюдать и самому ректору, поелику он есть учитель.

Ломоносов входил во все подробности гимназического обучения, вплоть до бытовых. Надо думать, занимаясь положением дел в Академической гимназии детально, он не однажды вспоминал свою школярскую юность в Славяно-греко-латинской академии, когда, как он свидетельствовал в одном из писем к Шувалову, имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу. В сентябре 1758 года он составил текст определения Академической канцелярии о пищевом довольствии гимназистов, где строго предписывалось тех учеников довольствовать такою пищею, а именно: в мясные дни кроме знатных праздников в обед три кушанья щи, мясо и каша, а в ужин два из вышепоказанных, вместо щей для перемены варить кашицу из солонины или овсяной либо ушной суп, а в праздничные дни сверх того баранина или

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика