lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 360


кафедр математики и восточных языков. Вообще русское право и восточные языки не были предусмотрены ни в 1747-м, ни в 1750-м, ни в 1754 годах. Иными словами, программа Петербургского университета, по мысли Ломоносова, должна была стать самой полной университетской программой в России.

Проект университетского регламента не сохранился. Но уцелел и дошел до нас план регламента, а также некоторые отзывы академиков, читавших его в полном виде, и ответ Ломоносова одному из критиков документа академику Фишеру. Так что приблизительное представление о регламенте можно составить. В его первую часть О учащих вошло восемь глав, в которых указывались правила приема профессоров в университет, а также производства в профессорское звание, расписывались обязанности профессоров как заведующих кафедрами, говорилось об их научных трудах, излагались правила проведения диспутов и других экзерциций, поднимался вопрос о произведении в градусы то есть о присвоении ученых степеней пункт, который встретил самое сильное противодействие, определялись условия работы профессоров по совместительству в других командах очерчивались обязанности проректора ректором автоматически становился президент Академии. Вторая часть регламента О учащихся семь глав была посвящена условиям приема студентов со стороны и перевода из гимназии, разделению их на курсы и порядку хождения их на лекции, содержанию их, проведению занятий и экзаменов, правилам поведения, поощрениям и наказаниям, выпуску и распределению.

Отзывы о Ломоносовском проекте регламента, принадлежащие академикам Миллеру, Брауну, Модераху и Фишеру, содержали замечания, иные из которых, по признанию самого Ломоносова, внимания достойны, а иные показывают и его несомненную правоту. Так, по Ломоносовскому проекту, университет должен был выпускать не только адъюнктов и переводчиков, но и природных врачей и аптекарей, юристов, механиков, металлургов, садовников и т. п. Ломоносов считал, что все факультеты университета и все его выпускники должны быть равны между собою что вызвало возражение у Миллера. Кроме того, он вменял в обязанность студентам параллельно с основными университетскими предметами изучать в гимназии новые иностранные языки немецкий и французский, а также самостоятельно читать основную научную литературу по специальности. Против этого возражали Фишер и даже Браун, которого всегдашнее старание, писал о нем Ломоносов, о наущении российских студентов и притом честная совесть особливой похвалы и воздаяния достойны. Браун, как это ни странно, считал, что начинающий студент должен читать немного, дабы ему не придти в замешательство. А вот Мадерах упрекнул Ломоносова за то, что его проект недостаточно строг к студентам. Действительно, Ломоносов настаивал на том, чтобы, в отличие от гимназистов школьники под строгим смотрением, студенты пристойную волю имели.

Сильное раздражение Ломоносова вызвали возражения против проекта, принадлежавшие академику Фишеру. В своей записке по этому поводу Ломоносов писал: Господин Фишер хотя также подал годные примечания, однако, не столько старался о истинно полезных поправлениях или прибавлениях, сколько искал при многих пунктах случая, как бы употребить грубые и язвительные насмешки. . . Так, скажем, Фишеру показалось, что в Ломоносовском проекте слишком много уделяется внимания крестьянским детям, отпущенным на волю, и вообще казеннокоштным студентам. Он даже высказал уверенность, что при таком подходе к составу учащихся университет и гимназия превратятся в приют для бедняков. Замечателен Ломоносовский ответ Фишеру, специалисту по истории и древностям: . . . удивления достойно, что не впал в ум г. Фишеру, как знающему латынь, Гораций и другие ученые и знатные люди в Риме, которые были выпущенные на волю из рабства, когда он толь презренно уволенных помещичьих людей от Гимназии отвергает- не вспомнил того, что они в Риме не токмо в школах с молодыми дворянами, но и с их отцами за одним столом сидели, с государями в увеселениях имели участие и в знатных делах доверенность. Но Ломоносовский тон меняется в корне, когда дело доходит до совершенно вздорных возражений Фишера, и ирония уступает место возмущению: Шестьдесят

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика