планетами
украшенную, покрытую
облачною фатою, в иных местах открытую около ног. Купидоны: иной смотрит в
микроскоп, иной с циркулем и с цифирною доскою, иной на
голову из трубы
смотрит, иной
в иготь22 принимает падающие из рога вещи и текущее из сосцов ее
молоко. Все обще сносят на одну таблицу и пишут ее. Надпись: Congruunt
universa23
3
Мысль о том, что России суждено
сказать новое слово Б
европейской культуре и что слово это должно стать
согласующим, объединяющим, примиряющим,
пронизывает одно из последних стихотворных произведений Ломоносова то
самое, которое
он читал наследнику Павлу Петровичу 9 ноября 1764 года, Разговор с Анакреоном.
Его по праву следует назвать Ломоносовским художественно-философским
завещанием.
. . . Обычно Разговор с Анакреоном
рассматривают как
выражение стоического гражданского идеала Ломоносова, поэтический
манифест, призывающий
художников слова к воспеванию геройских дел. В подтверждение такого толкования
приводят чаще всего четыре строчки, ставшие хрестоматийными:
Хоть нежности
сердечной В
любви я ре лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.
Разъясняя смысл этих
стихов, упирают
на то, что Ломоносов здесь приносит личное в жертву общественному, хотя, если
присмотреться повнимательнее, никакой жертвы тут, в сущности, нет. Просто
Ломоносов больше восхищен героями, и это его личная точка зрения.
Однако не будем торопиться. .
. Разговор с Анакреоном
самое глубокое и, пожалуй, еще не оцененное по достоинству произведение
Ломоносова. То, что здесь будет сказано, только попытка взглянуть на него с
иной точки. Попробуем разобраться не спеша.
Разговор состоит из четырех
стихотворений, приписывавшихся
древнегреческому поэту Анакреону, в переложении Ломоносова и четырех
Ломоносовских
ответов на каждое из этих стихотворений.
Творчество Анакреона или Анакреонта
и его
многочисленных подражателей так называемая анакреонтика составляет одну из
показательных черт европейской поэзии древней и новой. Для того типа сознания,
который воплощает в себе анакреонтика, характерно воспевание живых, пусть
даже и минутных, удовольствий вино, любовь, природа, упоение настоящей
частичкой
бытия, абсолютное безразличие ко всему, что выходит за рамки чувственного
наслаждения миром. Анакреонт исторический был предельно последователен в этом
своем гедонизме: как говорит легенда, он умер, подавившись виноградной
косточкой.
Анакреону Ломоносов поочередно
противопоставляет стоического философа Сенеку Младшего и римского республиканца
Катана, который боролся против деспотических притязаний Юлия Цезаря и
закололся кинжалом, узнав, что противник победил и дело всей его жизни
рухнуло.
В
четвертой паре стихотворений Анакреон просит знаменитого Родосского живописца
считают,
что Апеллеса сделать портрет его возлюбленной, а Ломоносов, в свою
очередь, обращается
к российскому художнику, искуснейшему в своей стране предполагают, что он
22Чугунная ступка устар.
23Все
согласуется лат.