lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 395


только сопернику Цезарю, но и самому предмету страсти Риму.

Ломоносов с умной усмешкой разглядывает Анакреона и Катана эти два главнейших человеческих типа, созданные европейской цивилизацией. Он выслушивает их спор между собою, в глубине души потешаясь над ними. Зародившись в античности, эти два символа европейского человечества рыцарь сладострастия в шелковых латах, пекущийся только о себе, и угрюмев с кинжалом, зовущий к борьбе за общее благо, но на поверку пекущийся лишь о себе, из века в век они отражаются друг в друге и немыслимы один без другого. Они уморительны в их попытках увлечь человечество каждый на свою сторону. Даже безусловно положительные задатки каждого из них принимают гипертрофированно одностороннее значит, уродливое развитие вследствие их неспособности любить плодотворной и полной любовью. Анакреон, видящий в любви только ее предметную сторону, приходит к закономерно комическому жизненному итогу. Наслаждение, к которому он стремился до самозабвения, до истощения сил, выносит ему в Разговоре убийственно веселый приговор:

 

Мне девушки сказали: Ты дожил старых лет, И зеркало мне дали: Смотри, ты лыс и сед. . .

 

Ломоносовский Катан, не способный на шутку ввиду принятого решения о самоубийстве, еще более решителен в оценке Анакреона: Какую вижу я седую обезьяну

Любовь чувство эгоистическое, и в этом его роковое искушение для Анакреоном и неразрешимая загадка для Катонов. Личный интерес в любви неизбежен, им она и сильна. Катан этого не понимает, сама мысль о том для него оскорбительна. Но есть эгоизм и эгоизм. Весь вопрос в том, насколько объемен внутренний мир человеческого я, насколько широк его личный интерес. Европейским угрюмцам не показали еще человека, чей эгоизм органически вмещал бы в себе интересы других людей. В этом беда угрюмев. Оттого они так легко пренебрегают жизнь и не только ради республики успеха, но и ради удовлетворения собственного чувства неразделенной любви к обществу. Самоубийство Катана это уродливое, противоестественное проявление личного интереса.

Анакреон, конечно же, органичнее и, в общем-то, мудрее своего антипода. В жизненной философии и практике он естественно исходит из личной заинтересованности в земных радостях. Но главное, он умеет одухотворить предмет этой своей заинтересованности, извлечь из него максимум поэзии. Вот последнее стихотворение Анакреона в Разговоре, где все дышит жизнью, где он выражает свой идеал красоты, а через него и красоту собственного духа. Вот как он просит художника написать портрет своей возлюбленной:

 

Цвет в очах Ея небесный, Как Минервин, покажи И Венерин взор прелестный С тихим пламенем вложи, Чтоб уста без слов вещали И приятством привлекали И чтоб их безгласна речь Показалась медом течь;

 

Всех приятностей затеи В подбородок умести И кругом прекрасной шеи Дай Лилеям расцвести,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика