lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 395


только сопернику Цезарю, но и самому предмету страсти Риму.

Ломоносов с умной усмешкой разглядывает Анакреона и Катана эти два главнейших человеческих типа, созданные европейской цивилизацией. Он выслушивает их спор между собою, в глубине души потешаясь над ними. Зародившись в античности, эти два символа европейского человечества рыцарь сладострастия в шелковых латах, пекущийся только о себе, и угрюмев с кинжалом, зовущий к борьбе за общее благо, но на поверку пекущийся лишь о себе, из века в век они отражаются друг в друге и немыслимы один без другого. Они уморительны в их попытках увлечь человечество каждый на свою сторону. Даже безусловно положительные задатки каждого из них принимают гипертрофированно одностороннее значит, уродливое развитие вследствие их неспособности любить плодотворной и полной любовью. Анакреон, видящий в любви только ее предметную сторону, приходит к закономерно комическому жизненному итогу. Наслаждение, к которому он стремился до самозабвения, до истощения сил, выносит ему в Разговоре убийственно веселый приговор:

 

Мне девушки сказали: Ты дожил старых лет, И зеркало мне дали: Смотри, ты лыс и сед. . .

 

Ломоносовский Катан, не способный на шутку ввиду принятого решения о самоубийстве, еще более решителен в оценке Анакреона: Какую вижу я седую обезьяну

Любовь чувство эгоистическое, и в этом его роковое искушение для Анакреоном и неразрешимая загадка для Катонов. Личный интерес в любви неизбежен, им она и сильна. Катан этого не понимает, сама мысль о том для него оскорбительна. Но есть эгоизм и эгоизм. Весь вопрос в том, насколько объемен внутренний мир человеческого я, насколько широк его личный интерес. Европейским угрюмцам не показали еще человека, чей эгоизм органически вмещал бы в себе интересы других людей. В этом беда угрюмев. Оттого они так легко пренебрегают жизнь и не только ради республики успеха, но и ради удовлетворения собственного чувства неразделенной любви к обществу. Самоубийство Катана это уродливое, противоестественное проявление личного интереса.

Анакреон, конечно же, органичнее и, в общем-то, мудрее своего антипода. В жизненной философии и практике он естественно исходит из личной заинтересованности в земных радостях. Но главное, он умеет одухотворить предмет этой своей заинтересованности, извлечь из него максимум поэзии. Вот последнее стихотворение Анакреона в Разговоре, где все дышит жизнью, где он выражает свой идеал красоты, а через него и красоту собственного духа. Вот как он просит художника написать портрет своей возлюбленной:

 

Цвет в очах Ея небесный, Как Минервин, покажи И Венерин взор прелестный С тихим пламенем вложи, Чтоб уста без слов вещали И приятством привлекали И чтоб их безгласна речь Показалась медом течь;

 

Всех приятностей затеи В подбородок умести И кругом прекрасной шеи Дай Лилеям расцвести,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Вышел трейлер сериала «Романовы» о потомках царской семьи
Судя по трейлеру, сериал расскажет восемь отдельных историй людей, которые считают себя потомками царской семьи.
Первый кадр из комедии «Чего хотят мужчины»
Появилось первое фото со съемок комедийного фильма «Чего хотят мужчины», где заглавную роль исполняет Тараджи П. Хенсон («Никаких добрых дел»).
Создатель «Игры престолов» объяснил свою жажду убийств главных героев
Американский писатель, автор саги «Песнь льда и пламени», по которой снята знаменитая сага «Игра престолов», Джордж Мартин рассказал, что убивает главных героев своих книг для того, чтобы постоянно держать читателей в напряжении и страхе, передает РИА Новости.
Вышел трейлер фильма «Экстаз» Гаспара Ноэ
В YouTube опубликован трейлер фильма "Экстаз" Гаспара Ноэ. Премьера фильма в российском прокате состоится 11 октября.
«Газпром-медиа» назначил нового главу «Централ Партнершип»
Медиахолдинг «Газпром-медиа» назначил Вадима Верещагина главой прокатчика «Централ Партнершип» после ухода Павла Степанова, который на прошлой неделе был назначен советником министра культуры Владимира Мединского, сообщила пресс-служба медиахолдинга.
В город на Неве приехала «Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры»
Выставка «Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры» открылась в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика