огню: ибо я не
вижу, почему
последняя в окалинах могла бы забыть о своей природе. Далее, металлические
окалины, восстановленные до металлов, теряют приобретенный вес. А так как
восстановление производится тем же, что и прокаливание, даже более сильным
огнем, то нельзя привести никакого основания, почему один и тот же огонь то
внедряется
в тела, то из них уходит. Наконец, подобные же опыты делали известные
Бургаве * и Дюкло, ** повидимому с противоположными результатами. Первый
взвесил до накаливания, а затем снова после накаливания и остывания пять
фунтов и восемь унций железа, но не нашел какого-либо приращения или
уменьшения веса. Второй же приписал увеличение веса минералов при
прокаливании серным частицам, носящимся (как мы сказали выше) в
воздухе, который
непрерывно- течёт над минералами, подвергаемыми прокаливанию, и внедряет в
последние при их распадении в огне упомянутые частицы. Это он показывает на
опыте, а именно: он наблюдал, что из королька сурьмы, обожженного на
открытом воздухе, извлекается при помощи винного спирта красная вытяжка, по
отделении которой оставшаяся масса имеет тот вес, как и королек до
обжигания; 2)
что королек сурьмы, обожженный иначе, — именно без увеличения веса, — не
дает такой вытяжки. Итак, не убедительны и те доказательства, приводимые в
защиту особенной, свойственной огню материи, которые основаны на увеличении
веса обожженных тел.
§ 32
Солнечные лучи, уловленные и
собранные стеклянным зажигательным зеркалом, дают весьма сильный жар, как и
яркий свет; считают, что этим наглядно доказывается, — и само солнце тому
свидетель, — что теплотворная материя
* Элементы химии,
часть 2, об огне, опыт 20. ** Мемуары королевской Академии Наук, год 1667.
3 4 Ломоносов, т. II