нечто прибавилось, то это отнимается
у чего-то
другого» Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же
теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от
бодрствования, и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он
распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком
возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько
сообщает другому, им двинутому. Итак, в силу этого закона прибавившееся к
телу В движение по направлению к телу
А отнимается оттуда, откуда тело
В приобретает это движение, т. е.
от тела А.
Но так как
ни от какого тела нельзя отнять то, чего в нем нет, то необходимо, чтобы
тело А двигалось, если оно
притягивает тело В, и
следовательно тело А, находясь в абсолютном покое, не может двигать другое
тело В, а это противоречит доказанному
выше. Таким образом, или чистое притяжение не существует в природе, или не
является нелепостью, что одно и то же одновременно и существует и не
существует. Я принимаю первое, а второе предоставляю тем, кто рад чуть ли
не все явления объяснить одним единственным словом. . Впрочем, если бы
характер поставленной задачи позволил обратиться к самым источникам, откуда
притяжение вносится, в природу тел и наводняет естественные науки, то
утверждаемая
здесь истина могла бы стать яснее; но я оставляю это для специальной
разработки. Итак, поскольку никакое чистое притяжение не может
существовать, то
отсюда следует, что тяготение ощутимых тел проистекает от толчка, и
следовательно
существует материя, которая толкает их к центру земли. Но тяжестью обладают и
мельчайшие частицы тяжелых тел, откуда очевидно, что тяготительная
материя, воздействует
даже на мельчайшие частицы, вполне свободно проникает в самые узкие поры и
следовательно должна быть в величайшей степени текучей. Но воздействовать на
частицы тел эта материя не может иначе, как ударяясь в них, ударяться же не
может без того, чтобы они оказы