на
воздухе бывающей теория и
общее искусство неслабые ■суть сего доводы, ибо, когда
она рождается погружением верхнего воздуха, облака или воздух, водяными
частицами напоенный, прорывается, которое действие наподобие сливающейся в
скважину воды происходит; жирные пары, опускаясь сквозь водяные, вихрем
вертятся и молнию к принятию подобного вида направляют. Сверх сего
произведенная
искусством сильная электрическая сила испускает искры, которые немало изогнуты
быть кажутся. Из железа, натуральной электрической силы
исполненного, нередко
искры почти на целый дюйм к персту выскакивали и меня удостоверили, что они
спиральной линей часть собою представляют. Рассматривать искры тем удобнее
было, что они, происходя во время сильной громовой тучи, почти беспрестанно
продолжались, так что к приближенному персту наподобие источника с трясением,
едва всей руке сносным, остро трещали. Первая искра была всегда сильнее и
больше изогнутым стремлением ударяла. Остается еще упомянуть о громовой
стреле, о которой многие сомневаются; однако вовсе оной отрицать я не
смею, затем
что сплавленная громовым ударом земляная материя оную произвести может. Сии
суть мои рассуждения о громовых обыкновенных явлениях и
обстоятельствах. Следуют
те, которые реже бывают и тем больше в удивление приводят.
Известно в Италии в недавном
времени учинилось, что громовые удары иногда из погребов выходили; и ради
того причина оных совсем разная от электрической силы была назначена. Но сие
явление по всему к электрической силе склоняется. Ибо, коль скоро
электризованное тело приближается к другому, которое оной силы в себе не
имеет, выскакивают из обоих искры встречу; однако сильнее из
электризованного,
нежели из того, которое оной силы еще не лолучило. Равным образом из
погребов, которые состоят из