возбуждает в телах
движение, то
толчок окажется причиною покоя, что неверно, ибо на самом деле толчок
возбуждает
в телах движение; значит, притяжение не возбуждает движения, то есть вовсе
не существует. Наконец, предположим, что в телах существует чистая
притягательная сила; тогда тело А притягивает другое тело В, т. е. движет
его без какого-либо
толчка; значит, не требуется, чтобы тело А ударило в тело В, а
следовательно, нет необходимости
и в том, чтобы оно двигалось навстречу ему. А так как прочие движения его в
каком бы то ни было направлении не могут иметь никакого значения для приведения
в движение тела В, то отсюда следует, что тело А, находясь в полном
покое, может
двигать тело В, и последнее направится к телу А. Следовательно, к нему
прибавится
нечто новое, а именно движение к телу А, которого в нем ранее не было. Но
все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо
нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько
материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у
другого; сколько
часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т, д. Так
как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила
движения, и
тело, которое своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет
от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому. Итак, в силу
этого закона, прибавившееся к телу В движение по направлению к телу
А, отнимается оттуда, откуда тело
В приобретает это движение, то
есть от тела А. Но так как ни от какого тела нельзя отнять то, чего в
нем нет, то необходимо, чтобы тело А двигалось, когда оно
притягивает тело В. Но так как из показанного выше видно, что тело А может
находиться в покое, когда
притягивает тело В, то окажется, что не абсурдно одно и то же и утверждать
и отрицать. Итак, чистого притяжения быть не может, поэтому тяготение
должно производиться толчком, и должна существовать