Однако и ударением
или
отражением в телах движение производится, что всем явно. Посему будут две
беспосредственные причины, и еще между собою спорные, к произведению одного
действия: ибо что может быть притяганию противнее отражения? А от противных
непосредственных причин должны произойти противные действия. Здесь бессильны
примеры, кои сему, повидимому, противны быть кажутся, например, что
животные от сильного жару и от морозу умирают; ибо сии причины суть отдаленные
и посредство имеющие, которые могут быть многие и между собою иногда
спорные; а
самая ближняя и беспосредственная причина смерти есть пресечение течения и
обращения крови и прочих жизненных влаж-ностей. (Одну непосредственную причину
утверждает и сам Невтон, 2 который притягательной силы не принимал в
жизни, по смерти учинился невольный ее предстатель излишним последователей
своих радением). 3 Итак, ежели привлекающая сила в телах движение
производит, то оного произвести не может ударение или отражение* Но сие совсем
ложно, затем что отражение подлинно производит движение, и, следова** тельно,
нет подлинной и бесподозрительной в телах притягательной силы.
§ 4
Еще уступим, что есть в телах
подлинная притягательная
сила; тогда тело А притягивает к себе другое тело В, то есть движет без
всякого
ударения; и для того не надобно, чтобы А приразилось к В, а
следовательно, нет нужды, чтобы
А к В двигалось: но как прочие
движения тела А в другие стороны к движению тела В не нужны, то следует, что
А, будучи совершенно без всякого
движения, двигает В. Итак, В получит себе нечто новое, сиречь
движение к А,