неразделимые частицы
частиц, сжимаемых
жидкою, обливающеюся круг их матернею. Не здесь ли скажет кто, что прину-
. жден
я признать бытие притягающей силы? Никоею мерою. Всяк, знающий различие между
необходимо нужными тел свойствами и между переменными их качествами, явственно
видеть может, что всего того причины ни показать невозможно, ни спрашивать
не должно, что в вещах к бытию их необходимо нужно; например, для чего
треугольник имеет три бока, ради чего тело есть протяженно и сим подобные иные
вопросы; ибо причины союза там искать должно, где видим, что
нечувствительные частицы то стоят в союзе, то оного лишаются, либо сила оного
прибывает или умаляется. Тут можно спрашивать, для чего она" так, а не
инако. А в союзе частиц нечувствительных, тела составляющих, перемена не
признается, для того не должно и причины спрашивать. Философское
основание, называемое довольной причины, не простирается до необходимых
свойств телесных. От сего неправильного употребления произошло славное в
ученом свете прение о простых существах, то есть о частицах, не имеющих
никакого протяжения. Когда протяжение есть необходимо нужное свойство
тела, без
чего ему телом быть нельзя, и в протяжении состоит почти вся сила определения
тела, для того тщетен есть вопрос и спор о непротяженных частицах протяженного
тела; ибо в таком случае должно искать доказательств определения, вместо того
чтобы, как водится, добрым порядком доказательства выводить из определений.
§ 7
Рассуждая бока
прикосновения
частиц, тотчас вижу многочисленное оное количество фигур разных, которые от
многих физиков нечувствительным частицам приписаны без удачи, хотя намерение
их было похвалы достойно, ибо первоначальные частицы исследовать толь
нужно, как
самим частицам
'1 Повидимому
опечатка вместо оно. 25 Ломоносов, т. III