Размышления о
точном
определении пути корабля в море 191
что при жизни
соприкасаться со
смертью. Почти все эти бедствия проистекают от ненадежности
мореплавания. Поэтому
оно от века считалось заслуживающим разработки; в наше же время все усилия
приложили к тому опытнейшие в астрономии и мореходной науке мужи, и дело
преуспело уже настолько, что многое, казавшееся ранее недоступным, ныне
является превзойденным и простым и с пользою претворяется в жизнь. И такие
честь и польза выпали нашему веку преимущественно оттого, что обещанные
государями высокие награды возбудили всё внимание ученых и мастеров
дела. Поэтому,
хотя может показаться, что я повторяю уже сделанное, если я попытаюсь нечто
прибавить к таким достижениям, тем не менее я поступил, как искатели
золотоносных жил, которые иногда вопреки всякой вероятности питают сладостную
надежду и, однако, не всегда в ней обманываются. Итак, отбросив всякое
сомнение, я изложу всё, что по этому предмету думал, нашел, изобрел.
Как
известно, положение
корабля в море определяют двумя различными способами. По первому способу
широта определяется измерением высоты какого-либо светила, а долгота
сравнением времени, найденного на меридиане корабля, со временем на первом
меридиане. По второму способу долгота и широта места нахождения корабля
определяется одновременно, исходя из направления корабля, указываемого
компасом, и скорости корабля, измеряемой лагом или выводимой из
числа, величины
и расположения парусов.
Первый способ применим только при
ясном небе, а второй—
при любой погоде. Но сколь многими и значительными трудностями обременен
каждый из них, более чем достаточно известно тем, кто испытал силы своего ума
в изобретении средств устранить эти трудности, и тем, кто пытался применить
их к действию. Перечислю их здесь вкратце, чтобы яснее представить план
настоящего труда и достигнутые мною в этом деле успехи, каковы бы они ни были.
При ясной
погоде, как сказано,
прежде всего ищут широту места по высоте светил над горизонтом; затем из
разности