считается чрезмерно большой величиной и
позволяет
весьма точно определить время предложенным мною методом, однако, по моему
мнению, более точное определение широты не только само по себе желательно для
мореплавателей, но и как нельзя более полезно для проверки другого
метода, рассматриваемого
во второй части. Поэтому в настоящей особой главе я показываю способ, которым
можно, не пользуясь горизонтом, на основании точно определенного времени
много точнее обычного отыскать широту.
§ 15
Достигнуть этого
мы можем
способом, не очень отличающимся от того, которым мы определяем время на
месте корабля, а именно: описанным выше методом и инструментом произведем
наблюдение двух звезд на одном и том же вертикальном круге, предпочтительно
тех, которые быстро проходят вертикальный круг навстречу друг другу, каковы
те, которые склонением и восхождением немало отличаются одна от
другой. Пользоваться
весьма многими из них при ясном небе и выбирать для наблюдения наиболее
подходящие может всякий, кто хотя бы посредственно знаком с астрономией.
§ 16
Итак, из наблюдения
явствует, что
линия, проходящая из Z (фиг. VIII) через FD до горизонта hh есть
вертикальная. Линии PF и PD от полюса до наблюденных звезд
представляют известные дуги больших кругов; известен также из каталога
неподвижных звезд угол, заключенный между ними у полюса; таким образом при
помощи тригонометрии можно найти каждый элемент треугольника PFD. Далее, так
как найдено по определению
времени на одном и том же меридиане (§ 12) и расстояние колура Ртп от
корабельного меридиана ZP, то отсюда становится известен
угол mPZ;
из
каталога неподвижных звезд известен также угол mPF по расстоянию колура от дуги
PF. Вычтем его из угла mZP, в остатке будет угол 6.