однако сие можно бы было
изобразить инако. Например: славенский народ, любя свою вольность и не хотя
носить римского ига, преселился к северу. Новгородский летописец
говорит, что
славян часть некоторая, для тесноты места на Дунае, отошла к Днепру, Ильменю
и прочая, что с правдою очень сходно, ибо и теперь по Дунаю довольно есть
славенского народа, как то: сербяне, болгары и проч. Господину бы автору
должно было упомянуть славные дела славенского народа из старых внешних
авторов, из которых явно, что римляне сами чувствовали храбрость наших
пра-отцев и проч. Прокопий Кесарийский в кн. З24 пишет, что в
пятом веку во время Юстинияна, царя греческого, славяне, перешед
Дунай, землю
за ним опустошили и великое
множество римлян в полон взяли. Иорнанд, о гетах пишучи, 28
говорит,
что ныне славяне за грехи наши везде нас разоряют, что было в шестом
веку. Григорий
Великий, папа римский, к епископам в Истрию пишет:26 „Истинно для
славенского народа, который на вас наступает, весьма сокрушаюсь и смущаюсь:
сокрушаюсь о том, что вашу болезнь сам претерпеваю; возмущаюсь о том, что
они чрез Истрию уже и в Италию вступают". Из сего явствует, что
славяне от римлян не так выгнаны были, как господин Миллер пишет. И сие бы
должно было ему упомянуть для чести славенского народа.
5
Стр. 14. Новогородский
летописец весьма дерзновенно опровергается, так что г. автор князей и деяний
славенских новогородских и упоминовения не удостоил. По последней мере, ежели
автор против того важные возражения имеет, надлежало бы ему, предложив о
Славене, Русе, Болгаре, Комане, Истере, о создании Славенска и Старой
Русы, о двух
запустениях Славенска и о обновлении оного и пременении в Новгород и проч. , и
купно сообщить свое мнение, а не