о том, что не относится к славе?
[1] Если бы он сказал, что
следует воздерживаться от поношения и что писателю не следует писать ничего
такого, что принесет бесчестие его народу у других народов, то это было бы
не в полном соответствии с основным историческим законом, который предписан
Цицероном (кн. II Об ораторе, стр. 368, изд. Вербурга 8°), 33
однако по нынешним обстоятельствам вполне основательно. Это — мое последнее
и высшее правило и никаким способом нельзя доказать, что я его нарушил» Но
ведь между славой и бесславием есть обширнейшее поле для истории, занимаемое
большим количеством фактов и событий, которые могут происходить у
какого-нибудь народа или рассказываться о нем. Сюда относятся'""
происхождение племен по большей части д ов оль н о тем[ н ое нач ал о
государ—
государства, общественные
бедствия
к славе ни к
бесславию* об этом
веем нельзя умолчать в истинном
читаем подобные пространные рас
о тех народах, к
которым они
сами принадлежали. Кто в этом сомневается, пусть прочитает из греков —
Ф
кидида из имлян — Ливи
ук , р ивия, из
итальянцев — Муратори, из испан-
цу . . -
цев —
Мариану, из французов —
I« Deus bone! ubi
hanc
novam regulam а me vel scriptam vel dictam legit vel audivit? Fingit certe
Mullerus, ut
solet, fictaque aggreditur, quia ipsam genuinam objectionem refellere
nequaquam potest. Hoc artificio passim utitur.
[Боже
благий! Где он вычитал или услыхал, что я написал или высказал такое
необыкновенное
правило? Миллер, по обыкновению, конечно, выдумывает и нападает на то, что
выдумал, так как опровергнуть подлинное возражение он совершенно не в
состоянии. Этой уловкой он пользуется везде].