По прошению новосочетанныя
супруги уступает Владимир Херсонь Греции обратно. Сам, взяв мощи святого
Климента с другими многими святостьми и церковными утварьми, митрополита
Михаила, протопопа Анастасия и других служителей церковных, в столичный Киев
возвращается, Херсоня и кумирослужения победитель, сопряжен с царскою кровию
и с верою Христовою. Тогда по всеобщему государскому повелению опровергнуты
идолы от своих мест, прежде к их почтению определенных, обнажены от
драгоценных украшений, раздроблены железом и преданы воде и
пламени. Перуну, главной
невегласов пагубе, большее всех, вместо большего прежде почтения, оказано
поругание. Привязанного к хвосту конскому волокли на днепрский берег под
жестоким битьем палками от двенадцати человек, бесчестными словами
про-вождающих. Свергнутого в Днепр от берегов отбивали и до Запорожья пристать
не дали. По извергнутому ниже порогов идолу ближнюю гору Перуном
называют. Маловременная
почесть новых идолов была образ и пример возвышенных без достоинства, едино
разнствие в том имеющих, что идолы ни ударов, ни поклонов не чувствуют. На
холме, где Перун стоял, построена церковь святого Василия в честь
государ-ского ангела.
По сем назначил Владимир день всему
народу киевскому
для приятия святого крещения, объявив, что ежели кто в установленное время не
явится на реке Почайной, тот господу богу Иисусу Христу и ему будет противник.
Собралось неисчислимое множество народа на указанный день и место. И сам
великий
самодержец со всем синклитом и освященным собором украсил присутствием великое
сие действие и чудное позорище. При береге на плотах стоят облаченные
священники и диаконы, река наполнена обнаженными людьми всякого возраста и
пола: иные в воде по колена, иные по пояс, другие по шею — моются, купаются,
плавают. Между тем читают крещальные молитвы; каждый по особливом
погружении получает в крещении имя и помазание миром»