гие желали, но не
получили, 6)
что неприятели слушателей в том им завидуют и весьма печальны, ибо о печали
недругов натурально радуемся, 7) ежели слушатели к приобретению оного добра
показали какие заслуги или искусство употребляли, то приложить к тому их
похвалу, ибо всяк, слыша себя похваляема, радуется, 8) буде же по случаю
или по милости великой особы получили, то должно сказать, что они того
достойны, 9) представить, что полученное добро будет долговременно и
безопасно.
§ 104
В
сем случае должно употребить
предложения, которыми обыкновенно слушатели увеселяются, то есть
новые, неслыханные,
полезные, словом чистым, мягким, витиеватым и наподобие весны
цветущим. Надлежит
высматривать склонность слушателей, чувствами ли они больше увеселяются или
разумом; последних хотя и мало бывает, однако для них должно вмещать при
возбуждении радости важные и ученые предложения. В рассуждении последних
надобно смотреть, чем оне больше увеселяются, и по тому представлять им
радость о данной материи. 6
§ 105
Примеров на все правила о сей
страсти краткости ради не предлагаем, как и в описании других страстей
поступаем, однако несколько избранных прикладов для удовольствия учащихся как
здесь, так и у прочих, присовокупляем. Цицерон по изгнании
Каталины, возбуждая
радость в римском народе, говорит:
а
Рит. рук. 1747 зачеркнуто Однако не надлежит пред показать
себя таким человекоугодным, что высокоумным для высокоумных высокие чины к
чести скупым
|
Уже мы, наконец,
римляне, Катилину, дерзостию бесящегося, беззаконием дышащего, язву на
отечество злобно нанести хотящего, вам и граду сему мечем и пламенем
грозящего, из града или извергнули. или выпустили, или хотя словами