что чинятся от него
преслушания
и пустые отговорки, . 7) буде же власть имеет, то сказать, что он незаконно
и неправильно повелевает и излишно трудами отягощает или 8) что обида
учинилась от того, от кого оной надеяться не можно было по сродству или по
дружеству, 9) что оная обида нанесена вместо благодарения за учиненные
благодеяния, 10) или, что она касается до тех, кого он любит, 11) что
учинена от такого, кто много хуже породою, чином, учением, заслугами или
возрастом,
и летами, 12) что тот, кому нанесена обида, много честнее и достойнее
того, кто изобидел, 3
13) что сия обида и другим,
которые хуже его, была бы нестерпима, 14) что и меньшей обиды снести
невозможно, 15) ежели сему обидчику уступить, то и другие, на него
смотря, нападать
станут, 16) ежели бы в его силе было, то бы он еще и больше изобидел, 17)
также на гнев побуждает представление о непочтении, 18) или ежели кто радуется
о чьем несчастии, 19) либо кто ругается тем, чего другой с великим трудом
доступает,
20) сердимся и на тех, которые нерадостную весть приносят. В пример служить
может Ди-мосфеново побуждение на гнев афинеян в первом слове против Филиппа:
Вы видите, что
делается, афинеяна,
и сколь продерзостен стал человек сей. Он не дает вам воли ни войны иметь, ни
мира, но угрожает гордыми словами. Он тем недоволен, что уже имеет, но
предприемлет еще большие дела и окружает вас сетьми своими в нерадении вашем и
непроворстве. ™
И Александр
Великий, 6
хотя солдат своих подвигнуть на гнев против Бесса, Дариева убийцы, говорит у
Курция, в книге 6:
а Рит. рук. 1747 зачеркнуто и заслужил.
б Рит. рук. 1747
зачеркнуто ободряя сво[их! возбуждая.
|
Погрешили мы, любезные
мои солдаты, ежели. Дария для того только победили, чтобы холопу его отдать
государство, который дерзнул учинить крайнее беззаконие и государя своего, чже
от чужих помощи требующего, как пленника держал во узах, которого бы
мы, победители,
пощадили. Наконец